Пользовательский поиск

Пользовательский поиск

Реклама Google

Йога сутры Патанджали


    Все, кто интересуется восточной философией, в частности йогой, рано или поздно приходят к прочтению классического произведения – «Йога сутры» Патанджали.

    Однако, здесь следует отметить, что многочисленные переводы этого классического трактата по йоге на русский язык несут в себе заметный субъективизм переводчиков. Более того, зачастую перевод делается не с санскрита, а с английского языка, и уже накладывается на субъективный перевод предыдущего переводчика с санскрита на английский.

    Кроме того, даже если оставить искажения переводов, просто прочтение «Йога сутры» для обычного человека западной христианской культуры бессмысленно, так как текст требует серьезных комментариев. С комментариями так же не все так просто. Особенно с комментариями на русском языке.

   Лично для себя я сравнил шесть основных комментариев Йога сутры, доступных для читателей на русском языке:

1. Классическая Йога. («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья»). Перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. М.: Центр исследований традиционных идеологий Востока "Asiatica", 1992

2. Йога-сутры Патанджали. Перевод с санскрита, предисловие и комментарии Б.Загуменнова. «Ступени» №1-3, 1991; №1, 1992

3. Афоризмы йога Патанджали. Свами Вивекананда. «Йога-сутры» в изложении Вивекананды, перевод с английского Я. Попова. В кн.: С.Вивекананда. Ражда-Йога и афоризмы йога Патанджали. Сосница, 1906

4. Йога-сутры Патанджали с комментариями Шри Кришнамачарьи. Т.К.В.Десикачар. Серия: Антология Йоги. Издательства: Экслибрис, Janus Books, 2002 г.

5. Психология Йоги. Новый перевод и толкование Йога-Сутр Патанджали. Раммурти Мишра. Перевод Д.Бурбы и М.Осиновского под ред. В.Винницкого. К.: "София", М.: ИД "Гелиос", 2002

6. Йога-сутра Патанджали. Комментарии. Лекции, прочитанные Свами Сатьянандой Сарасвати Бихарская школа Йоги, Мунгер, Бихар, Индия, Минск ВЕДАНТАМАЛА 2006

    И здесь следует отметить, что во многих местах различные комментарии не только противоречат друг другу, но и некоторые даже уходят от классической йоги в область близкую к оккультизму.

   В итоге, по моему личному мнению, из перечисленных выше комментариев, наиболее достойны изучения это «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья» в переводе Е.П. Островской и В.И. Рудого. Однако, язык этих переводчиков достаточно сложен для читателя, не имеющего соответствующей подготовки и не владеющего научной философской терминологией.

   Перевод и комментарии Б.Загуменнова так же близки к позиции Вьясы, но написаны более упрощенно, чем перевод Островской и Рудого.

   Так же достойны внимания и лекции, прочитанные Свами Сатьянандой Сарасвати.

   Комментарии Вивекананды уже слишком подогнаны под западный менталитет. Раммурти Мишра во многом близок к Вивеканаде.

   Что же касается комментариев Шри Кришнамачарьи в изложении Т.К.В.Десикачара, то, на мой взгляд, они слишком вольно интерпретируют Йога сутру – в сравнении с другими обозначенными выше источниками.

   Ниже даются мои заметки по прочтению и сравнению разных комментариев «Йога сутры». Возможно, они будут кому то полезными для понимания определенных мест трактата в сравнении разных комментаторов.

   И так Йога сутры состоят из 196 сутр и четырех глав. Первая глава называется Самадхи пада или глава об определении Состояния Йоги и общих концепций предмета.

  С нее и начнем. Для удобства изучения глав я разбил их на определенные блоки для прослеживания общей логической цепочки сутр. Приступим. 

  Глава первая. САМАДХИ ПАДА (51 сутра).

   В сутрах с 1 по 4 определяется что такое йога и вводятся философские представления, необходимые для дальнейшего наставления в йоге: Йога сутра Патанджали. Глава первая.
Сутра 1-4.


   В сутрах с 5 по 11 описываются вритти и их модификации: Йога сутра Патанджали. Глава первая. Сутра 5-11.

   В сутрах с 12 по 17 описывается подход к контролю над вритти через практику бесстрастия: Йога сутра Патанджали. Глава первая. Сутра 12-17.

   В сутрах с 18 по 23 рассматривается природа бессознательного сосредоточения и о методе его достижения: Йога сутра Патанджали. Глава первая. Сутра 18-22.

   В сутрах с 23 по 29 вводится тема Ишвары и его роль в достижении бессознательного сосредоточения: Йога сутра Патанджали. Глава первая. Сутра 23-29.  

   В сутрах 30-32 рассматриваются девять препятствий, вызывающих рассеяние сознания и препятствующих сосредоточению: Йога сутра Патанджали. Глава первая. Сутра 30-32.

   В сутрах с 33 по 40 рассматриваются семь способов достижения устойчивого сознания: Йога сутра Патанджали. Глава первая. Сутра 33-40.

   В сутрах с 41 по 49 рассматривается природа состояния устойчивого сознания самапатти, определяются сосредоточения на грубых и тонких объектах и ступени сосредоточения: Йога сутра Патанджали. Глава первая. Сутра 41-49.

   В сутрах 50 и 51 затрагивается связь санскар и сосредоточения: Йога сутра Патанджали. Глава первая. Сутра 50-51.


  Глава вторая. САДХАНА ПАДА (55 сутр).

 В сутрах 1-2 эти средства определяются как йога действия (крия йога). Она включает три взаимодополняющих способа: подвижничество, самообучение и упование на Ишвару: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 1-2. 

 Далее, в сутрах 3-9 перечисляются пять базовых клеш (аффектов) и рассматривается их сущность: неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 3-9. 

 В 10 и 11 сутрах излагается проблема устранения клеш в их тонкой и грубой формах. Клеши – это корень скрытой потенции кармы. В 12-13 сутрах рассматриваются проявления кармы в видимых и невидимых формах рождения. Сутра 14 посвящена следствиям связи скрытой потенции кармы с добродетелью и пороком: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 10-14. 

 В сутрах 15-24 излагаются сущность страдания, его причина, определяется, что такое освобождение от страдания, и указывается способ, которым это избавление достигается: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 15-24. 

 В сутрах 25-28 рассматривается концепция освобождения ("высшего избавления"): Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 25-28. 

 Сутры 29-34 целиком посвящены конкретному рассмотрению вспомогательных средств йоги – соблюдению моральных норм, религиозных предписаний, самоочищению и т.п.: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 29-34. 

 В сутрах 35-45 лаконично описываются "совершенные способности", которые йогин обретает в результате практики самоконтроля во всех его видах и соблюдения религиозных предписаний: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 35-45. 

 В сутрах 46-48 рассматриваются асаны: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 46-48. 

 Сутры 49-53 посвящены йогической практики регуляция процесса дыхания – пранаяма: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 49-53. 

 И наконец, вторую главу завершают сутры 54 и 55, в которых определяется подчинение чувств – пратьяхара: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 54-55 




   Глава третья. ВИБХУТИ ПАДА (56 сутр).

  В сутрах с 1 по 6 рассматриваются внутренние средства йоги - дхарана, дхьяна и самадхи: Йога сутра Патанджали. Глава третья. Сутры 1-3 а так же вводится понятие саньямы: Йога сутра Патанджали. Глава третья. Сутры 4-6.

  В сутрах с 7 по 10 описывается разница между внутренними и внешними средствами йоги - в том числе и по отношению к нирбиджа самадхи, и определяется "ниродха паринама": Йога сутра Патанджали. Глава третья. Сутры 7-10.

  В сутрах с 11 по 15 определяются "самадхи-паринама" и "экаграта-паринама", а так же выводтся связь между паринамами (трансформациями) сознания и изменениями как в органах чувств, так и в элементах мироздания: Йога сутра Патанджали. Глава третья. Сутры 11-15. Следует отметить, что это достаточно сложные для прочтения сутры и комментарии как Вьясы, так и Вачаспати Мишры основаны во многом на полемике с буддистскими философами.

  С 16-ой сутры начинается описание непосредственно сверхъестественных способностей, обретаемых с помощью саньямы: знание прошлых жизней, способность понимать язык всех живых существ, получать знание о ментальности других людей: Йога сутра Патанджали. Глава третья. Сутры 16-20.

  В сутрах 21-22 описывается как йог может стать невидимым, бесшумным и т.п. Следует отметить, что во многих изданиях сутра 22 пропущена. В сутре 23 описывается как йог может предсказать время своей смерти, в сутре 24 - как йог укрепляет силу доброжелательности, в сутре 25 - просто физическую силу. Сутра 26 посвящается знанию тонкого, скрытого и удаленного. Сутры 27-29 описывают как йог познает Вселенную - звезды и их движения: Йога сутра Патанджали. Глава третья. Сутры 21-29. Это, кстати, очень интересные сутры - особенно комментарии к ним Вьясы - так как они соответствуют не современным научным знаниям, а религиозной космологии средневековой Индии.

  В сутрах 30-35 описываются сиддхи, достигаемые при саньяме на различных участках тела: Йога сутра Патанджали. Глава третья. Сутры 30-35. Однако, далеко не факт, что данные телесные центры соответствуют чакрам тантры, хатха-йоги и тем более чакрам, описанным в современной мистической литературе.

  В сутрах 36-38 затрагивается вопрос разделения опыта сознания, относящегося к гунам, и опыта чистого сознания, относящегося к Пуруше, а также описываются сиддхи, возникающие в результате постижения Пуруши: Йога сутра Патанджали. Глава третья. Сутры 36-39.

  В сутрах 40-41 рассматриваются сверхестественные способности, получаемые благодаря регуляции процессов, ответственных за жизнедеятельность (внутреннею энергетику). В сутрах 42-43 вводится тема акаши, особого вида пространства, и ее роли в процессе обретения совершенных способностей. В сутре 44 Патанджали определяет "реальную деятельность сознания вне тела" как Великую бестелесную. Йога сутра Патанджали. Глава третья. Сутры 40-44

  В сутрах 45-50 перечисляются совершенные способности как результат саньямы на пяти аспектах "великих элементов", пяти аспектах органов чувств и как результат знания различия между саттвой и Пурушей. Йога сутра Патанджали. Глава третья.
Сутры 45-50


    Продолжение следует...
Читать далее...
Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2019 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | https://yoga-namedni.ru | Все права защищены