Пользовательский поиск

Пользовательский поиск

Реклама Google

суббота, 28 июля 2018 г.

Яма и Ями в Ригведе

  Небольшой экскурс в эпическую часть Вед, если кто интересуется истоками индийской культуры. Для меня это скорее исторический экскурс показывающий, насколько глубоко архетипическое сознание заложено в пласты традиций разных народностей. И так "Яма и Ями в Ригведе".

  Ригведа - переводится как «Восхваление знания», она является первой из четырех Вед или священных индоарийских писаний древней индийской религиозной традиции, которая, возможно, датируется более ранним периодом, чем 1900 год до нашей эры. В стихах изначального из всех Священных писаний про великих ведических богов мы встречаем имена Ямы и Ями, которые были первыми двумя смертными людьми рожденными в этом мире. Будучи первыми близнецами, они появились от союза Сурьи - Бога Солнца и его жены Санджны, чье имя означает «Совесть». Первоначальное значение мужского ведического имени Яма было «близнец», но позже термин стал означать «ограничитель», или, точнее, «сдержанный». Женское имя Ями, обычно именуемое «сестра», позднее была олицетворена Ямуной, одной из великих речных богинь Индии.


  Близнецы, Яма и Ями были зачаты и вышли из чрева Санджны, и, как в легенде об Адаме и Еве из Книги Бытия, они оба были рождены в саду земных наслаждений. В этом естественном раю время всегда было настоящим, а солнце светило непрерывно. Ароматные цветы никогда не увядали, а на деревьях всегда было изобилие восхитительных фруктов, птицы сладко пели, и все существа земли жили в гармонии друг с другом. Также Яма и Ями, когда росли вместе, жили в гармонии и любви друг к другу. Но сдержанные чувства Ямы отличались от смирения его сестры.

  Текст Ригведы нам ясно показывает побуждения Ями, где она говорит: «Мое стремление к Яме сокрушает меня, как я могу возлежать с ним на одном ложе? Я не могу противиться, как два колеса одной колесницы войду с ним в союз".

  На что Яма отвечает: «Стражи богов, находящиеся среди нас, никогда не дремлют. Выберете себе другого супруга и соединитесь с ним в союзе, как два колеса одной колесницы. Придет время, когда братья и сестры будут совершать поступки, не свойственные родственным узам, но не для меня, о Справедливая. Ищите себе другого мужа, и поставьте под руку подушку для него».

  Затем Ями говорит: «Являемся ли мы братом и сестрой, когда наступает разрушение? Преодолейте любовью эти слова, подойдите ко мне, о Яма, и заключите меня в свои объятия».

  На что Яма отвечает: «Я не дотронусь руками до Вашего тела, Боги называют это грехом, если кто-то приближается к своей сестре. Наслаждайтесь этим с кем- нибудь другим, ибо у Вашего брата, незатронутого ничем, нет такого желания».

  «Увы, Яма, Вы слабы, - говорит Ями, - в Вас я не нахожу никаких следов сердца или духа. Другая женщина будет обнимать Вас, как лианы обвивают дерево».

  «Тогда найдите себе другого суженного, чтобы и он обнял Вас также, Ями. Пусть он обнимает Вас с такой же силой, как ползучее дерево обвивает свои ветви. Завоюйте его сердце и позвольте ему ответить Вам взаимностью».

  Ями ушла. Когда она вернулась, то нашла Яму лежащего возле дерева, как будто бы он спал. Она мягко окликает его по имени и осторожно трясет, но Яма не отвечает. Она зовет его все громче и трясет сильнее, но Яма не шевелится. Тогда Ями еще не понимает, что тело Ямы холодное и больше не дышит. Внезапно ее пронзает мысль, что Яма не жив, и она осталась совершенно одна в этом мире.

  Это ужасно и сердце Ями разбито, ее горе безгранично. Слезы потоком льются из глаз, этот поток скоро превращается в реку (Ямуну), орошающую землю. И поскольку солнце всегда светит, и день кажется вечным, также великая печаль Ями вечна и не может быть ослаблена. Мир наполнен ужасным плачем ее души, который бесконечным эхом отражается из ямы ее глубочайшего отчаяния.

  Напрасно Боги стремились утешить Ями, они принимали видимые формы и пытались ее успокоить, но она произносила только единственные слова: «Но Яма только что умер сегодня, Яма умер сегодня!». Время от времени они говорили с ней о преходящей природе существования, о том, как все рожденное неизбежно умирает и о том, как все печали и воспоминания, в конечном счете, ослабевают, но всегда единственными словами, которые она повторяла после, были: «Но Яма только что умер сегодня! Яма умер сегодня!».

  Созвав совет, Боги наконец поняли, что печаль Ями вечно существовала просто потому, что она существовала в постоянном промежутке времени. Ибо внутри этого земного рая было всегда вечное сегодня, а вчера и завтра не было.

  И чтобы облегчить ее горе Боги решили, что они должны сначала принести равный промежуток ночи в бытие, потому что только тогда можно закончить вечное сегодня и завтра действительно начать. Так великие ведические боги земли и неба использовали свои творческие силы, чтобы привести ночь в существование, заставив солнце опуститься ниже западного горизонта и потом снова подняться над восточным. В этот промежуток темноты луна и звезды впервые появились на бархатно-черном своде неба, заставляя птиц и всех существ воздуха, земли и воды искать покоя, погружаясь в глубокую бездну сна, а вместе с этими существами Ями также спала в первый раз. Она проснулась когда рассветное небо открылось по новому с осознанием того, что Яма умер до наступления ночи, и она сказала себе: «Яма, должно быть, умер вчера!» И когда следующая последовательность сумерек и рассвета прошла, она сказала: «Яма умер позавчера!».

  По мере того, как дни проходили, и времена года сменяли друг друга, горе Ями с суточным течением времени медленно смягчалось. Поскольку теперь были ночные интервалы сна, которые разделяли ее дни, приходило забвение, чтобы победить боль смерти ее брата и воспоминания об их заветном, хотя и кратком существовании вместе. И хотя ее горе оставалось, пока ее бодрствующие воспоминания не прекращались, Ями была первым смертным человеком, испытавшим истинную природу человеческого существования, и она стала мудрой благодаря принятию страданий.

  Однако судьба Ямы должна была пойти другим путем. Будучи первым человеком, который когда-либо родился, он был и первым человеком который когда-либо умер. Как говорит Ригведа – Яма стал первым человеком «нашедшим путь домой, который нельзя отнять». Ибо, бесстрашно умирая как «сдержанный», со всеми своими чувствами и нравственными ценностями, Яма покинул этот мир без какого-либо кармического следа или греха. Из-за этого Яма становится первым человеком или «праотцом», чтобы открыть неизреченные секреты жизни, смерти и других космических законов, управляющих существованием. Пройдя смерть как портал бессмертия, он достиг божественного статуса Бога в своем исконном праве, став «Властелином смерти» или «Господом мертвых», со вспомогательным титулом Дхармараджа, что означает «Царь Дхармы», или Праведность.

  «Отступите от прежних путей, по которым отбыли наши предки. Там вы увидите двух монархов Яму и Варуну, радующихся Свадхе». (RV: 10.14.7)

  «Будь единым с праотцами, с Ямой и исполнением своих желаний на высших небесах. Откажись от беззакония, возвращайся в свою обитель и объединись со светящимся телом». (RV: 10.14.8)

  В буддийской космологии небесный Яма занимает третье место из шести небес или Лок - «царств желаний», которые перечислены как: (1) Небеса четырех великих царей: (2) Небеса Индры и «Тридцати трех» богов (Санскр. trayastrimsa ): (3) Небеса Ямы: (4) «Радостные» Небеса Тушита: (5) Небеса Богов, которые наслаждаются Творением: (6) Небеса Богов с властью над другими творениями.

  В эпической индийской поэзии Махабхараты небеса Ямы описываются так:

  «Не слишком жарко и не слишком холодно. Где жизнь без печали, где возраст не приносит хрупкости, усталости или дурных чувств. Там нет голода и жажды, там найдется все, что можно было бы найти. Фрукты вкусные, цветы ароматные, вода освежает и успокаивает. Красивые девушки танцуют под музыку небесных музыкантов (гандхарвов), и смех смешивается со звуками небесной музыки».

  «Павильон Ямы был вылеплен божественным плотником Тваштри, он сияет, как полированное золото, с сиянием, равным солнцу. Здесь служители Господа Дхармы измеряют отведенные дни смертных: великие мудрецы (риши) и предки ждут и обожают Яму, который является «царем отцов» (питри). Освященные святостью, их сияющие тела одеты в блестяще-белые одежды и украшены драгоценными браслетами, золотыми серьгами, изысканными цветочными гирляндами и умащенны соблазнительными духами, которые делают эту обитель вечно приятной и, в высшей степени, благостной. Здесь сотни тысяч святых существ поклоняются Яме, прославленному королю Питри (предков).

Продолжение следует...

Cтатья Роберт Бир
Перевод Максим Шиков


Видео уроки по йоге111 - доступны в магазине сайта, в разделе Видеоуроки. Полный обзор видео http://yoga111.yoga-namedni.ru/videotutorials


 Cамые важные асаны йоги (традиционный взгляд)       На сообщения      Йога и миссионерская деятельность




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Йога сутры и комментарии современных практиков Часть 3
Йога сутры, комментарии и современность
Психология и Йога
Школы йоги - как индивидуальный стиль вашей практики

вложить деньги в интернете
Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2018 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | https://yoga-namedni.ru | Все права защищены