Пользовательский поиск

Пользовательский поиск

Реклама Google

суббота, 23 декабря 2017 г.

Комментарии к Йога сутрам Патанджали. Третья глава. Сутры 51-56.

 Заканчиваем разбор комментариев на Йога сутры Патанджали третьей главы. В сутрах с 51-52 Патанджали предупреждает нас относительно не привязанности к сверх способностям, так как это будет тормозить продвижение к цели. В сутрах 53-54 рассказывается о дискретности восприятия времени нашим умом и как с помощью этого можно различить два совершенно одинаковых объекта. Сутры 55-56 повествуют об окончательно различающем знании (вивека), охватывающем всеобъектность Вселенной и выступающем в роли инструмента постижения ее устройства.


Сутра 51. Тад-вайрагьяд апи доша-биджа-кшайе кайвальям (Непривязанносгь даже к этим силам (всемогуществу и всезнанию) разрушает все семена карм; вследствие этого достигается нирвана.) 

 В целом и комментарии совпадают. У Загуменного: «Достигнув стадии, описанной выше, йогин постигает, что различающее знание принадлежит буддхи и поэтому должно быть превзойдено с целью постижения пуруши. И он теряет привязанность даже к этому саттвическому знанию. В результате исчезает всякое страдание и его причины. И тогда гуны, выполнив свое назначение, возвращаются в непроявленное состояние – происходит полное отделение (вийога) их от пуруши. Это и есть кайвалья. В этом состоянии пуруша пребывает в своей истинной природе (сварупа), и есть лишь абсолютное сознание (чити-шакти).» Вивекананды и Кришнамачарья акцентируют внимание на отвержение достигнутых экстраординарных способностей (сиддх), непривязонности к ним. Раммурти Мишра тоже призывает к реализации высшего - единства и свободы, когда состояние йоги достигнуто, больше не может быть привязонностей даже к сверхестественным силам. Сатьянанда Сарасвати так смотрит на эту сутру: «Когда посредством осознания различия между читтой и пурушей достигается вивекакхьянти, а также обретаются две силы: всемогущество и всеведение, йог [становится] совершенно беспристрастным и отрекается от действий и влияний, способность совершать которые была достигнута на данный момент. Вследствие этого разрушается семя рабства (авидья). Это есть состояние кайвальи. Кайвалья [обычно] переводится как освобождение или свобода, но в действительности имеет другое значение. Осознание Бога также отличается от этого состояния. Слово «кайвалья» происходит от слова «кевал», которое означает «совершенно один», без других. Поэтому кайвалья означает изоляция, одиночество. Это состояние недвойственности. 

Сутра 52. Стханьюпанимантране санга-смачкаранам пунар аништа-прасангат (Получив приглашение от сверхпсихических сил, находящихся на более высоких планах бытия, надо избегать проявлений гордости и привязанности, так как могут вновь проявиться преодоленные ранее обстоятельства.) 

 Все комментаторы предостерегают адепта от соблазна сверхъестественных сил (сиддх). Сарасвати: После проявления сиддх йог становится объектом почтительного приглашения со стороны определенных сил, например деватов, с поручением [совершать] различные действия. В этих обстоятельствах он не должен проявлять никакой привязанности [к силам] или гордости. В противном случае существует возможность возобновления нежелательных реакций. Йог [может] страдать от физических или ментальных беспокойств. Поэтому в этой сутре говорится, что ему нужно быть внимательным и не следует проявлять какую- либо привязанность или гордость. Йоги бывают четырех видов:

1. Пратхама калпика или начинающие в самадхи.

2. Мадхубхумика, или те, кто попробовал сладость йогических сил.

3. Праджняджьоти — кто видит свет чистого сознания.

4. Атикранта бхаванийа — кто становится абсолютно не привязанным и отрекается даже от высшего достижения. [Те], кто закончил весь курс духовных практик.  

Сутра 53. Кшана-тат-крамайо саньямад вивекаджам джнанам (Посредством саньямы на неделимых моментах (времени) и их последовательности, человек приобретает различительное знание.) 

 Все в мире относительно и мир меняется каждую секунду. Это происходит в субъективном представлении нашего разума, который измеряет моменты как определенные последовательности. Раммурти Мишра: «Время, которое ограничивает все объекты Вселенной, не есть объективная реальность: оно является лишь умственной концепцией. Из-за последовательных изменений в окружающем мире мы делаем выводы о существовании времени. Таким образом последовательность попадает в сферу объективного исследования. Сущность последовательности заключается в беспрерывном течении моментов. В относительном мире эта последовательность называется временем. Абсолютное время трансцендентно и непостижимо.

 Два момента не могут появиться одновременно. Когда последующий момент следует за предшествующим без перерыва, тогда имеется непрерывная последовательность. Таким образом, в настоящем содержится один-единственный момент; теперешний и последующий моменты не могут существовать вместе, одновременно. Беспрерывная цепочка, состоящая из нынешнего момента и того, который следует за ним, называется последовательностью. В настоящем существует только один момент. Предшествующий момент и последующий момент не сосуществуют во времени. Следовательно, не может быть никакого сочетания, соединения или столкновения этих моментов.

 Те моменты, которые уже прошли, и те, которые должны прийти, являются обязательными в силу универсального закона изменения в ходе эволюции. Соответственно этому, весь мир изменяется каждый миг; все его характерные черты относительно стабильны в этот момент времени. Посредством саньямы на момент и его последовательность человек приобретает непосредственное знание их обоих. Вследствие этого выявляется различительное знание».

 Кришнамачарья как всегда прагматично лаконичен: «Связь между временем и изменением – вот то, что должно быть исследовано данной самьямой.»

И далее: Философское и психологическое применение интуитивного познания момента и его последовательности. 

Сутра 54. джати-лакшана-дешаир аньятанаваччхедат тульяйос тата пратипатти (Отсюда (в результате различительного знания, обретенного посредством саньямы на момент и его последовательность) достигается способность различения двух сходных событий и вещей, отличие между которыми нельзя измерить или распознать посредством класса, признаков и места.) 

 Довольно непростая шлока и комментаторы по разнуму ее трактуют. Вьяса несколько обстрактно трактует пространственно-временные отношения объектов, которые нельзя отличить по их признакам (по виду, признаку и месту). Например, Человек как вид отличается от животного, человек отличается от человека по своим характеристикам, признакам, а так же отличается по месту рождения, национальности, культурно-исторически, этнографически. Но вот, например две частицы или два атома, которые только отличимы в лаборатории ученых с учетом временно-пространственных характеристик регистрации самого наблюдателя. «Поскольку знание реальности должно быть лишено сомнения, постольку [в сутре] и было сказано: "Благодаря ему [достигается истинное] знание", [то есть оно возникает] из знания, порожденного различением.

— Каким образом [это происходит]?

— Пространственное расположение в связи с мгновением [существования] первого плода миробалана отличается от пространственного расположения в связи с мгновением [существования] второго плода. Далее, эти два плода миробалана различаются в плане восприятия моментов их соответствующего пространственного расположения. Восприятие моментов, [связанных] с другим положением в пространстве, и есть основание для их различения.

 Из этого примера [становится понятным, как] у высшего йогина возникает представление о различии двух атомов в результате непосредственного восприятия первого атома в связи с его пространственным расположением в [каждое] мгновение, когда он тождествен [второму] атому по родовой характеристике, свойствам и положению в пространстве. Ввиду невозможности для второго атома совпадать по пространственному расположению с первым [атомом] восприятие пространственного расположения второго [атома] отличается от [восприятия пространственного расположения] первого, ибо они различны относительно моментов [своего существования].» Загуменнов опускает развернутый комментарий этой сутры. У Вивеканады отличие происходит истинного знания от ложного. В философии санкхьи — принятии веревки в ночи за змею. Душа призрачна и не реальна, в то время как материальный субстрат тело реален и истинен. Кришнамачарья тоже опускает эту и следующую сутры. Раммурти Мишра дает интересный комментарий по поводу изменения тонких психических свойств, которые в обычном состоянии неосознанности не могут быть различимы: «Тонкие изменения (ядерные и психические) нельзя распознать посредством подобных отличительных характеристик. Для этой цели должны применяться специальные средства опознания различий. Каждое мгновение вокруг нас в физическом мире происходят бесчисленные тонкие ядерные изменения. Точно такие же бесчисленные изменения происходят каждый момент в психическом мире.

 Это последовательное (от одного момента к другому) изменение распознается посредством саньямы на механизм тонких психических процессов, на момент и его последовательность… Раскрыв неизвестную корреляцию каждого положения атомов в пространстве с различными моментами времени, получив знание о последовательном положении атома в пространстве, йог достигает интуитивного знания, позволяющего ему от момента к моменту распознавать изменения как в физическом мире, так и в психологическом мире.

 Субатомные частицы (параману), являющиеся предельными сущностями, порождают идею различия. Различие положений в пространстве, характерных признаков, а также различие в отношении размеров внутриатомного пространства и частиц – это различия в отношении момента и его последовательности. Непосредственное восприятие таких различий доступно только мыслящей субстанции йога.»

 Интересно смотрит на это Сатьянанда Сарасвати, мне чем-то напомнило идею о постоянно меняющихся свойствах материи, казалось бы, на первый взгляд не отличных. Еще мне понравилось сравнение из лекций Сатчидананды про то, что такое смерть, это просто изменение одних свойств материи на другие. Дерево растет, затем оно вырастает, когда оно становится большим, человек его спиливает на дрова, затем эти дрова сгорают, отдавая свое тепло в пространство, потом превращаются в пепел. Он в свою очередь возвращается в землю, удобряя ее и т.д. 

Сутра 55. Таракам сарва-вишаям сарватха-вишаям акрамам чети вивекаджам джнянам (Спасительное и абсолютное различительное знание – такое, которое одновременно охватывает всю объективную Вселенную во всех аспектах.) 

 Абсолютное различительное знание. 

 Все комментарии схожи. У Загуменнова: Ср. III, 33. (ссылка) "Таракам" (букв, "освобождающее, спасающее"- от уз неведения) – особый вид интуитивного знания. "Все-объектность" (сарва-вишаям) означает, что этому знанию доступны все объекты без исключения; "во всех отношениях" означает, что прошлое, настоящее и будущее находятся также в его сфере. "Мгновенность" означает, что все объекты охватываются знанием в течение одного момента. Такое различающее знание совершенно (парипурнам). 

56. Саттва-пурушайо шуддхи-самье кайвальям (Когда субстанция разума (буддхи) очищается до высшего уровня Пуруши, обретается кайвалья.) 

 Все комментарии не противоречат друг другу. У Вьясы: «Когда саттва разума стряхнула [с себя] грязь раджаса и тамаса и у нее нет иной цели, кроме постижения своего отличия от Пуруши, [и когда] семена аффектов в ней полностью сожжены, она обретает как бы сходство с чистотой Пуруши. В этом случае чистота есть отсутствие чувственного опыта, метафорически приписываемого Пуруше. Тогда и возникает абсолютное разъединение для того, кто обладает высшим господством, и для того, кто не обладает им, для того, кто наделен знанием, порожденным различением, и для того, кто не наделен им. Ведь для того, кто сжег семена аффектов, нет дальнейшей необходимости в знании. И высшее господство, порождаемое йогическим сосредоточением, и [различающее] знание нужны лишь как средства очищения саттвы. Но в конечном смысле благодаря знанию устраняется неведение. Когда оно полностью исчезло, то аффектов более нет, а при отсутствии аффектов нет созревания [плодов] кармы. В этом состоянии гуны, функция которых исчерпана, уже не выступают в качестве объекта восприятия для Пуруши. Это и есть его абсолютное обособление. И тогда Пуруша, представляющий собой лишь свет своей сущности, становится чистым и абсолютно обособленным.» У Р.Мишры идет еще более развернутый уклон в психологию и теософию. 

 Так заканчивается третья глава Йога сутр - Вибхути пада, глава о совершенных способностях. 

 Интересно отметить и другие переводы и комментарии на Сутры. В частности перевод Пауля Дейссена, который приводит в своей книге профессор Гауэр: «Йога – индусский путь к себе». Много неоднозначности в интернете по поводу самой книги, якобы напечатанной всего в нескольких экземплярах, но не суть. Для пытливых читателей приведу цитату из предисловия автора: "Первая книга, «Самадхипада», содержит 51 сутру и посвящена достижению «самадхи», буквально «простоты». Вторая книга, «Садханапада», содержит 55 сутр и описывает средства (садхану) ведущие к освобождению. Третья книга, «Вибхутипада», состоит также из 55 сутр и описывает чудесные силы, даваемые йогой, и четвертая книга, «Кайвальяпада», в 34 сутрах описывает окончательное освобождение.

 Это традиционное деление материала в древних текстах, однако, вовсе не следует, что когда начинается новая книга, начинается изложение нового материала. Форма распределения материала является результатом редакции, и редактор следовал установившимся традициям делить текст на примерно равные части. Поэтому, когда в части не хватало сутр, он добавлял их из следующей части, нимало не беспокоясь, что текст, при этом, разрывается и изложение становится нелогичным. Части названы по первому слову первой сутры. Я считаю, что редактор и автор текста это одно и то же лицо и автор первой книги. Сутры, начиная с I-23, являются, по моему мнению, естественным началом текста, определяющим, в качестве введения, особенности изложения... Я знаю, что мои утверждения не свободны от критики, но полагаю, что самым древним в Йогасутре является текст Ишварапранидханы (I-23), в то время, как первая и четвертая книги – самые молодые.

 Вторая книга Йогасутры содержит описание полной системы йоги. В нем даны восемь ступеней йоги, путь и результаты, завершающиеся освобождением. До Йогасутры этот путь никогда так последовательно не излагался. В нем описаны восемь следующих друг за другом ступеней йоги и результаты, которые сопровождают прохождение этих ступеней. Вслед за «ямой» или общей нравственной культурой идет «нияма» или нравственная индивидуальная культура. Затем описывается типично йогические упражнения: «правильное сидение» (асана), «обуздывание дыхания» (пранаяма), «отвлечение ума от внешнего мира» (пратьяхара), «сосредоточение» или «концентрация» (дхарана), «созерцание» или «медитация» (дхьяна) и состояние «простоты» (самадхи). Три последних ступени объединены под общим понятием «самъяма» или «общее обуздание». В этом состоянии ступени взаимоопределяющи, то есть, автоматически переходят друг в друга.

 Затем идет ряд метафизических и психологических объяснений последнего упражнения, а потом описание чудесных свойств, являющихся результатом самъямы. Здесь содержится ряд важных заключений о различных медитационных состояниях, последовательность освобождения от всего земного и предотвращение всего, что не несет радости. Последняя, пятьдесят пятая сутра описывает состояние кайвальи, конечного освобождения.

 Текст третьей книги суховат и чопорен, но содержит полное описание йогического пути и в нем содержится все, что необходимо для достижения высших состояний. Перечисление «вибхути» или «чудесных свойств», показывает, что автор находился под впечатлением мистического направления в йоге. Однако, не следует забывать, что в III-37 говорится, что достижение магического совершенства является «упасаргой» или «препятствием» для достижения самадхи.

 Заметим также, что термин «ниродха» является центральным только в первой книге, в то время как в остальных он практически не встречается. Это указывает, что тексты достаточно удалены друг от друга либо по времени, либо по взглядам.

 Должен заметить, что текст «Йоганга» наиболее полно разработанная версия йогического пути, остальные книги просто пытаются подражать ему."  

 Понятно, что со многим можно не согласиться, цитаты я привел лишь затем, чтобы задуматься над большим количеством комментариев и переводов Сутр от научных столпов, до рядовых любителей. Думаю, в этом случае, в Индии и выступал на сцену Учитель, который передавал ученику знания и наставления простым, понятным и доступным языком.



Видео уроки по йоге111 - доступны в магазине сайта, в разделе Видеоуроки. Полный обзор видео http://yoga111.yoga-namedni.ru/videotutorials


 Уроки по йоге111 - стойка на голове       На сообщения       Итоги блога Йога намедни и продолжение




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Йога сутры и комментарии современных практиков Часть 1
Медитация - развенчание мифов
Бхагавадгита
Препятствия на пути

вложить деньги в интернете
Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2018 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | https://yoga-namedni.ru | Все права защищены