Пользовательский поиск

суббота, 25 ноября 2017 г.

Комментарии к Йога сутрам Патанджали. Третья глава. Сутры 45-50.

 Продолжаем разбор комментариев на Йога сутры Патанджали третьей главы. В сутрах 45-50 перечисляются совершенные способности как результат саньямы на пяти аспектах "великих элементов", пяти аспектах органов чувств и как результат знания различия между саттвой и Пурушей.


Сутра 45. Стхула-сва-рупа-сукшманваяртхаваттва-саньямад бхута-джая (Благодаря саньяме на пяти аспектах «великих элементов» - на грубом, на собственной форме, на тонком, на присущем и на их целеполагании возникает способность подчинения «великих элементов»). 

 Это сложная сутра, так как развернутый комментарий к ней предполагает достаточно глубокое знание философии санкхьи. В этой связи многие комментаторы, в частности Б.Загуменнов, Вивекананда, Кришнамачарья предпочли отделаться общими словами. Доступное объяснение попытался дать Свами Сарасвати, который пишет, что «существует пять состояний пяти элементов, а именно: их грубая форма, реальная (собственная) форма, тонкая форма, универсальная (присущая) форма и их цель. Самьяма на этих состояниях элементов дает господство над ними.

 Под пятью «великими элементами» подразумеваются: земля, вода, огонь, воздух и акаша (которую в комментариях Сарасвати перевели на русский язык как «эфир»). По мнению комментатора эти элементы созданы, чтобы служить объектами для самьямы. Но самьяма должна выполняться не только на грубой форме элементов, но также на их тонкой форме, основополагающей природе и универсальной форме.

 Основополагающей природой земли является твердость, воды — текучесть, огня — жар (или светимость), воздуха — подвижность и акаши (эфира) — протяженность. Самьяма практикуется на этих основополагающих качествах. Под их тонкими состояниями имеются в виду их танматры, которые называются: запах, вкус, форма (или цвет), касание (или тактильное ощущение) и звук. Самьяма практикуется также на них. Подобным образом выполняется самьяма на их универсальной форме, которая общая для всех. Цель или функция бхут состоит в том, чтобы затем медитировать на них».

 Островская и Рудой в своих комментариях так же основываются на философском базисе санкхьи: «Пять аспектов "великих элементов" – это "грубое", т.е. специфическое качество элементов (земля и т.п.) вкупе с конкретной формой их проявления и другими свойствами; общее, т.е. родовые характеристики элементов, такие, как плотность у земли, вязкость у воды и подобное; обладание природой общего и единичного, свойство представлять собой целокупность, части которой связаны между собой нераздельно; присущность своим следствиям; всеобщность целеполагания.

 О последнем аспекте необходимо сказать несколько подробнее. "Великие элементы" "обладают целью" постольку, поскольку гуны имеют свойство быть целью опыта наслаждения и освобождения и реализуют себя через танматры.

 Санъяма на каждом из этих аспектов пяти "великих элементов" (земля, вода, огонь, ветер, акаша) порождает видение собственной формы любого чувственного объекта и соответственно господство над ними. Йогин, осуществивший такую санъяму, подчиняет себе внутренние потенции "великих элементов"».

 Раммурти Мишра так же попытался дать развернутый комментарий, которой заметно отличается от предыдущих:

 «Посредством саньямы на грубую материю, на ее сущностные формы и тонкие компоненты, на ее молекулы, элементы, атомы и танматры, субатомные частицы и их назначение, приходит победа над материей и ее энергией.

 Здесь слово стхула означает физическую форму Вселенной, которую воспринимают чувства. Сварупа – сущностные формы материи: твердая, жидкая, газообразная, световая и эфирная. Природа, материя всей Вселенной делится на эти пять классов. Каждая из этих форм при соответствующем добавлении (или вычитании) энергии, материи и природы способна превращаться в другую. Материя, природа суть единый однородный океан энергии, хотя она представляется чувствам в разнообразных сущностных формах. Всем им присуща одна общая черта – они являются материей, природой.

 Сукшма (тонкое) состоит из сущностных компонентов материи: молекул, элементов, атомов, субатомных частиц (электронов, протонов, нейтронов и танматр).

 Анвая – это их внутренняя природа, которая, согласно различным ситуациям, вызывает их соединение и разъединение.

 Под артхаваттвой подразумевается цель их соединения и разъединения, их эволюции, поддержания и инволюции.

 Для удобства весь процесс анализа материи и энергии делится на пять классов:

 стхула – физический грубый мир (каким он воспринимается органами чувств);

 сварупа – пять форм материи и природы, предстающие перед нами при дальнейшем анализе и синтезе;

 сукшма – тонкие составные части материи (молекулы, элементы, атомы, протоны, нейтроны, танматры), являющиеся субатомной субстанцией, и гуны (космические силы);

 анвая – их соединение и разъединение;

 артхаваттва – их назначение.

 Эволюция, поддержание и инволюция имеют определенное назначение, они не являются механическим процессом. Их главная цель – предоставить душе опыт и избавить ее от дуализма и множественности объективной Вселенной.

 У всего материального проявления есть смысл: оно существует ради сознательного принципа. Постепенно ощущаемый мир (физический) трансформируется в тонкий; тонкий – в еще более тонкий, а тот – в тончайший, неделимую природу, пракрити. Этой Вселенной управляют три космические силы и пракрити. Они существуют в равновесии во внутренней динамической форме.

 Посредством саньямы на формы материи чувство дуализма и множественности исчезает и постигается их единство – пракрити, Верховная Природа. В конечном счете человек постигает единство пракрити и Сознания и достигает победы над умом, материей, энергией и их сферой бытия».  

Сутра 46. Тато'нимади-прадур-бхава кайя-сампат тад-дхарманабхигаташ ча (Вследствие контроля над «великими элементами» йог получает восемь сверхъестественных способностей и отсутствие противодействия со стороны свойств "великих элементов").  

 Как пишет Свами Сарасвати: «Существует восемь видов психических сил, которые следуют вместе и называются ашта сиддхами:

1. Анима —йог может делать свое тело маленьким, как атом.

2. Лагхима — тело может быть сделано легким.

3. Махима — тело может быть сделано большим.

4. Гарима — тело может быть сделано тяжелым.

5. Прапти — способность достигать любого места.

6. Пракамья — беспрепятственное исполнение желания.

7. Вашитва — контроль над объектами, органическими и неорганическими.

8. Ишитва — способность создавать и разрушать по своей воле.

 Эти восемь сиддх появляются как результат полного господства над пятью махабхутами («великими элементами»)». 

Сутра 47. Рупа-лаванья-бала-ваджра-санхананатвани кайя-сампат (В следствии санъямы на пяти аспектах "великих элементов" йог достигает физического совершенства, которое включает в себя красоту, приятную внешность, силу и алмазную крепость).

Сутра 48. Грахана-сварупа-асмитанваяртхаваттва-саньямад индрия-джая (В следствии саньямы на каждом из пяти аспектов органов чувств достигается контроль над органами чувств). 


 Еще одна сложная с философской точки зрения сутра, посвященная контролю над органами чувств.

 Как пишет Вьяса: «Чувственные объекты – звук и прочее – по своей природе не что иное, как единство общего и особенного. Восприятие – это действие органов чувств по отношению к таким объектам.

 Оно, однако, по своей форме не есть схватывание только общего, ибо как в противном случае может осознаваться разумом объект, не увиденный органом зрения?

 Далее, собственная форма есть совокупность различных частей, неразрывно связанных друг с другом. В данном случае это совокупность, относящаяся к саттве разума (буддхи), внутренняя сущность которой – ясность. Орган чувства и есть такая субстанция.

 Их третий аспект – индивидуация как свойство самости. Органы чувств суть особенные проявления этого общего.

 Четвертый аспект – это гуны, то есть базовые качества, обладающие природой отражения и предрасположенные к ясности (саттва), действию (раджас) и сохранению состояния (тамас). Органы чувств вкупе с их индивидуациями есть результат преобразования этих гун.

 Пятый аспект, который обнаруживается в гунах, – их свойство служить цели Пуруши.

 Санъяма последовательно [практикуется] относительно каждого из пяти аспектов органов чувств. Вследствие полного контроля над каждым из этих пяти аспектов у йогина и возникает [способность] подчинения органов чувств».

 Островская и Рудой поясняют комментарий Вьясы: «Пять аспектов органов чувств – это восприятие конкретных чувственных объектов, которое не есть по своей природе "схватывание общего", или восприятие единичного; субстанциальность органов чувств; их индивидуализация, или то, что органы чувств суть особенное проявление свойства самости; гунная природа органов чувств, или природа предрасположенности к отражению и ясности (саттва), действию (раджас), инертности (тамас); наконец, свойство органов чувств служить цели Пуруши.

 Санъяма на каждом из пяти аспектов приводит к контролю над ними, и возникает "способность подчинения органов чувств"».

 Комментарий этой сутры от Свами Сарасвати несколько отличается:

 «Господство над органами чувств достигается самьямой на силе познания, реальной природе, эгоизме, все охватывании и целеустремленности.

 Чтобы иметь контроль и господство над органами чувств, необходимо выполнять самьяму, объектами которой являются следующие пять пунктов:

1. Сила познания определенного органа чувств.

2. Существенное качество органа чувств.

3. Эгоизм или индивидуальность персоны, которая выражает себя посредством органов чувств.

4. Все охватывание, которое означает соотнесение органов чувств друг с другом. Это означает одновременное функционирование нескольких органов чувств. Например, когда вы видите животное, посредством глаз вы можете распознать, является ли оно собакой или слоном; вы можете слышать его звук, чувствовать его на ощупь и т.д. Знание, появляющееся в уме, является комбинацией воздействий всех органов чувств. Знание одно, оно одновременно зависит в равной степени от разных органов чувств.

5. Назначение. Каждый орган чувств имеет определенное частное назначение в системе человеческой жизни. Существуют два общих назначения, это: бхога или опыт и апаварга или освобождение.

 Самьяма должна выполняться на всех пяти стадиях индрий или органов чувств в отдельности. Например, вы медитируете на существенной природе глаз, т. е. зрительном восприятии. Эгоизм глаз означает осознание факта, что я вижу. Затем следует осознание факта, что обретаемый опыт посредством зрительного восприятия зависит также от других органов. Таким образом практикуется самьяма на чувственных органах».

 Достаточно подробный комментарий дает и Раммурти Мишра: «Победа над чувствами достигается благодаря саньяме на механизм восприятия, на истинную природу чувств, на эго, на всепроникающие силы и на их предназначение.

 Всё, что мы испытываем, поступает к нам через наши органы чувств. Чувства – это приемные станции, к которым приходят различные стимулы как извне, так и изнутри тела.

 Орган чувств – это специализированная часть тела, которая избирательно чувствительна к определенному типу изменений в ее окружении, а к другим – нечувствительна. Например, глаз воспринимает световые волны, но он невосприимчив к звуковым раздражителям. Совершенно глухой человек не в состоянии отличить тихий звонок будильника от воя сирены.

 Ощущение – это акт получения стимула посредством сенсорного органа; восприятие – интерпретация зарегистрированного символа в мозге с помощью одного или нескольких сенсорных механизмов. Хотя механизм для получения стимулов у разных индивидов сходен, интерпретации этих стимулов могут различаться. Фотография является результатом воздействия световых волн. Картина или рисунок – результат индивидуального восприятия художника. Короче говоря, чувства получают, а ум воспринимает.

 Ощущение возникает, когда на сенсорный орган воздействуют стимулы, полученные от соответствующих объектов. Ощущение включает в себя как общие, так и специальные стимулы. Эти общие и специальные качества объектов чувства представляют уму. Данный психический процесс целиком входит в состав граханы – процесса познания. объекты – это грахья (познаваемое). Пуруша, индивидуальная душа, – это грихитри (познающий).

 Сварупа, психологический анализ стимулов, выполняется умом и затем представляется эго, которое анализирует, относится это к "я" или к "не-я". Отделив "я" от "не-я" асмита (эго) передает материал на суд сверхсознания (буддхи), которое выносит окончательное решение. Буддхи посредством космических и танматрических сил принимает форму объектов. Это принятие форм объектов называется вритти. Пуруша отражается в такой модификации, а сама модификация отражается в пуруше, сознании. Как следствие этого взаимоотражения, приходит ощущение: "Я вижу", "Я чувствую", "Я воспринимаю", "Я мыслю" и т.п.

 Весь психический механизм имеет определенное назначение: он существует ради пуруши,индивидуальной души. Этот (как и любой другой) бессознательный механизм не может существовать сам по себе и ради самого себя. Такое в принципе невозможно. Назначение бессознательного психического механизма – содействовать познанию относительного мира и вести человеческое сознание от относительности к Абсолюту, который является освобождением, свободой и нирваной.

 Если человек уделяет саньяме большое внимание, то посредством саньямы весь этот психический процесс – сознательный, подсознательный и сверхсознательный – можно сделать предметом психологического анализа, а затем – и анализа "Я". Вследствие такого самоанализа устанавливается господство над чувствами и полный контроль над инстинктивными разрушительными силами».

 Б.Загуменнов уклонился от комментария этой сложной философской сутры. Вивекананда отделался общими фразами: «Совершением Самьямы над объектом, знанием и самосознанием органов постепенно получается победа над ними.

 При восприятии внешних предметов, органы оставляют свое место в сознании и стремятся к предмету; следствием этого является знание и самосознание. Когда Йог делает Самьяму над этими переходами, он овладевает органами. Возьмите что-нибудь, что вы видите и чувствуете, например, книгу, и сосредоточьте сначала сознание на самой вещи, потом на знании, заключенном в форме книги, и затем на "Я", которое видит книгу. Посредством этого упражнения все органы будут подчинены».

 Шри Кришнамачарьи трактует сутру следующим образом: «Мастерство управления чувствами достигается с помощью исследований самьямой:

- способности чувств обозревать соответствующие объекты,

- того, как эти объекты понимаются (как индивидуум опознает объект),

- взаимосвязи объекта, чувств, разума и Воспринимающего,

- того, что получается от такого восприятия.

 Для осуществления наблюдения объект, чувства и разум должны быть связаны между собой. Это возможно благодаря способности Воспринимающего (его разума и чувств) регистрировать объект. Кроме того, три общие характеристики, которыми обладают и разум, и чувства, и объект (т.е. инерционность, активность и ясность), способствуют восприятию». 



Сутра 49. Тато мано-джавитвам викарана-бхава прадхана-джайаш ча (Вследствие контроля над органами чувств йог приобретает быстроту, как у разума, бестелесное восприятие и господство над первопричиной). 

 Как пишут Островская и Рудой: «Следствие такой санъямы – обретение "высочайшей телесной подвижности", развоплощенная, т.е. экстрасенсорная, деятельность органов чувств относительно любого избранного пространства, времени и чувственного опыта, способность полностью контролировать все видоизменения пракрити. Эти три способности носят название "медоволицые" и достигаются вследствие "полного господства над внутренней формой пяти субстратов органов чувств"». 

 Как поясняет Свами Сарасвати: «Йог смотрит без [помощи] глаз, двигается без использования ног, ему не требуется посредничество какого-либо органа познания или двигательного органа. Он полностью выходит за пределы индрий. Таково значение викаранабхаван». 

Сутра 50. Саттва-пурушаньята-кхьяти-матрасья сарва-бхавадхиштхатритвам сарва-джнятритвам ча (Только тот, кто обладает знанием различия между саттвой и Пурушей получает абсолютное господство над всеми формами существования и способность всеведения). 

 Вьяса так комментирует: «Способность абсолютного господства над всеми формами существования возникает лишь у того, кто утвердил себя в знании различия между саттвой и Пурушей, кто пребывает в высшем осознании господства и у кого саттва разума, очищенная от малейшей примеси раджаса и тамаса, обладает высшей степенью ясности. Это означает, что гуны, выступающие внутренней сущностью всего, гуны, которые по своей природе есть то, что определяет, и то, что определяется, выступают в своей целостности как совокупность всего видимого "Господину, познающему поле".

 Способность всеведения – это одномоментное, порожденное различением интуитивное знание гун, которые – сущность всего и упорядочены в соответствии со свойствами пребывания в состоянии покоя, волнения или неопределенности, невыразимости в словах».

 Свами Сарасвати пишет здесь о различии между читтой (а не саттвой) и пурушей: «Ишвара имеет три качества, а именно: всемогущество, всеведение и вездесущность. Когда выполняется самьяма на различии между читтой и пурушей и когда это различие полностью познается, последователь осознает пурушу как совершенно отличного от читты.

 Тогда приходит Ишвара, чтобы функционировать в этом человеке. После этого последователь начинает функционировать как всемогущий и всеведущий. Вот почему многие личности, обладающие этими качествами, приходят и становятся известными как пророки или воплощения Бога. Пуруша становится свободным от связывающего влияния читты и способен проявлять свою существенную природу в форме всемогущества и всеведения».

 Раммурти Мишра: «Всемогущество и всезнание приходит тогда, когда йог освобождается от всех иных, материальных притяжений и покоится в чистой саттве, а Пуруша отражается в ней.

 Это сиддхи (совершенство) называется "вишока" – свобода от всех печалей. Достигнув такого состояния, йог становится свободным от всех печалей, клеш и препятствий (за исключением тех, которые находятся в форме семени)». 






 Комментарии к Йога сутрам Патанджали. Третья глава. Сутры 40-44.       На сообщения       Уроки по йоге111 - стойка на голове




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Йога сутры Патанджали
Йога сутры и комментарии современных практиков Часть 1
Психология и Йога
Медитация - развенчание мифов

вложить деньги в интернете
Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены