Пользовательский поиск

суббота, 18 ноября 2017 г.

Комментарии к Йога сутрам Патанджали. Третья глава. Сутры 40-44.

 Продолжаем разбор комментариев на Йога сутры Патанджали третьей главы. В сутрах 40-41 рассматриваются сверхестественные способности, получаемые благодаря регуляции процессов, ответственных за жизнедеятельность (внутреннею энергетику). В сутрах 42-43 вводится тема акаши, особого вида пространства, и ее роли в процессе обретения совершенных способностей. В сутре 44 Патанджали определяет "реальную деятельность сознания вне тела" как Великую бестелесную.


Сутра 40. Удана-джайадж джала-панка-кантакадишвасанга уткрантиш ча (Контролируя, посредством соответствующего сосредоточения, энергию уданы, йогин становится способным преодолевать такие препятствия, как вода, трясина, колючки и тому подобное, а также обретает способность покинуть тело в момент сознательной смерти).

Сутра 41. Самана-джадж джваланам (Йогин, контролирующий через сосредоточение энергию саманы, раздувая внутренний огонь, обретает яркое свечение). 


 По словам Островской и Рудого в этих сутрах рассматриваются сверхестественные способности, обретаемые благодаря регуляции процессов, ответственных за жизнедеятельность - которые определяются пятью факторами: праной, саманой, апаной, уданой и вьяной, каждый из которых имеет свою сферу распространения в организме. Так, удана – это фактор жизненности, направленный от земли вверх и распространяющийся "вплоть до головы". Благодаря практике санъямы йогин обретает способность контролировать этот жизненный фактор, что, в свою очередь, позволяет ему свободно преодолевать физические препятствия вроде болотной трясины и водной преграды, а также совершать "восхождение в момент сознательной смерти". 

 Самана, имеющая распространение в области пупка, будучи также поставлена под контроль, позволяет йогину добиться пульсации внутреннего огня и обрести тем самым яркое свечение. 

 Раммурти Мишра так описывает факторы жизнедеятельности: 

 Прана. Ее бессознательный контролирующий центр находится в продолговатом мозге, а сознательный – в головном мозге. Главная функция праны – приводить в движение сердце и легкие. Главное место ее пребывания – сердце, а поле действия – все тело. Благодаря внешнему дыханию эта жизненная сила входит в тело посредством дыхательной системы; затем пульсация сердца направляет энергию праны для внутреннего дыхания ко всем клеткам тела. Посредством выполнения саньямы на нее йог устанавливает власть над праной (энергией). 

 Апана – это та центробежная сила, посредством которой из тела удаляются отработанные продукты (например, внешний выдох, выделение экскрементов). Также апана участвует в удалении созревшего плода во время родов. Путем выполнения саньямы на апану приходит победа над физическими и психическими заболеваниями. 

 Удана – та жизненная сила, которая олицетворяет физическую энергию и посредством которой человек разговаривает, смеется и кричит. Она действует в сотрудничестве с праной. Ее центры находятся в продолговатом мозге и в головном мозге. Речевые центры – это центры уданы. Так как удана олицетворяет физическую и психическую энергию, то, выполняя саньяму на нее, человек становится неподвластен влиянию воды, ила, колючек, гвоздей, жары или холода. Тело йога настолько укрепляется, что он может спать на гвоздях. 

 Самана – это жизненная сила, ответственная за все метаболические, химические, биохимические и биологические силы. Ее местопребывание – область пупка в животе, а поле функционирования – все живые ткани. Каждая живая клетка является фабрикой, на которой силы саманы трудятся день и ночь. 

 Вьяна – сила сердечно-сосудистой системы. Она наполняет все тело. Путем саньямы на ней человек полностью расслабляется, а повышенное или пониженное кровяное давление приходит в норму. 

 Отметим некоторые разногласия в комментариях. Так, Б.Загуменнов полагает, что контролируя удану йогин может вызвать самопроизвольную смерть, а Раммурти Мишра считает, что этим йогин как раз достигает бессмертия. Вьяса же пишет о «восхождении на небо», а Свами Сарасвати об освобождении тонкого тела от грубого и о достижении левитации грубого тела. Хотя, судя по тексу, непосредственно о левитации идет речь в сутре 43. 

Сутра 42. Шротракашайо самбандха-саньямад дивьям шротрам (Посредством саньямы на связи между органом слуха и акашей возникает божественное слышание).

Сутра 43. Кайякашайох самбандха-саньямал лагху-тула-самапаттеш чакаша-гаманам (Посредством саньямы на связи между телом и акашей тело становится легким, словно хлопок и возникает способность к левитации). 


 Как пишут Островская и Рудой, в сутрах 42-43 вводится тема акаши, как особой субстанции, которой служит специальной средой распространения звука, и в то же время как особого пространства, в известном смысле совпадающего с геометрическим, но не тождественного ему. 

 По мнению Вьясы, акаша есть основа всех слуховых способностей и органов слуха, основа звука; ее отличительный признак – всепроницаемость, она обладает свойством всепронизываемости. Вачаспати Мишра так разъясняет ее связь со слуховой способностью: "...все органы слуха (shrotra), хотя и относятся к продукту индивидуализации (ahankarikanam), содержат в себе акашу, находящуюся в пустом пространстве слухового канала в качестве его физической опоры. Именно на ней и основывается способность слуха". 

 Саньяма на связи слуха и акаши порождает способность божественного слышания. Но поскольку акаша есть также и пространство, в котором размещены физические тела, встает вопрос о роли связи тела с акашей как субстанцией, ибо она не пустота, а субстанциальная среда. Акаша сопрягается с материальными объектами, пронизывая их. Именно саньяма относительно характера этой связи, по мнению Вьясы, позволяет йогину постадийно обрести такую легкость, что вначале он способен ходить по воде, затем по паутине, по солнечному лучу и, наконец, "беспрепятственно передвигаться в акаше". 

 Свами Сарасвати трактует сутру несколько по-другому: «Когда практикуется самьяма, описанная в этой сутре, наступает стадия, когда йог может заставить свое тонкое тело двигаться в пространстве. Это не включает движение физического тела, вернее сказать, движется психическое тело. Физическое тело продолжает оставаться в определенном месте, а тонкое тело отделяется от него и движется через пространство. 

 При концентрации на волокнах хлопка может ощущаться легкость физического тела, но эта легкость субъективна. Это только ощущение». 

Сутра 44 Бахир акалпитата вриттир маха-видеха тата пракашаварана-кшая (Великая бестелесная деятельность ума (Махавидеха) устраняет препятствия для света саттвы). 

 Как пишут Островская и Рудой, Вьяса разъясняет Великую бестелесную деятельность сознания (Махавидеха), вводя дихотомию, согласно которой деятельность вне тела бывает двух видов: реальная и проективная. Если сознание пребывает внутри тела, а деятельность манаса направлена вовне, то такая деятельность называется проективной (kalpita); если же внешняя деятельность манаса сопровождается несвязанностью сознания с телом, то такая независимая от тела деятельность манаса получает название реальной. 

 Вхождение в другие тела и обеспечивается Великой бестелесной. Освоение ее йогином происходит посредством "проективной концентрации". Результат такой концентрации – рассеяние "пелены, закрывающей саттву разума" и вызывающей "тройственное созревание кармы и аффектов", пелены, которая обусловлена раджасом и тамасом. Она рассеивается светом саттвы». 

 Раммурти Мишра поясняет: «Каждый человек потенциально может проникать в тело другого человека, но не всегда это проникновение имеет место на самом деле. Иногда человек может точно указать, о чем думает другой, а в другое время – нет. Таким образом, проникновение бывает двух родов: 

 калпита (воображаемое); 

 акалпита (реальное). 

 При воображаемом проникновении человек читает в умах других людей с помощью внешних признаков. Это проникновение является поверхностным. При реальном проникновении ум непосредственно проникает во все состояния субстанции разума – в сознательные, бессознательные, подсознательные и сверхсознательные. Первая стадия проникновения есть видеха (бесплотная), что означает проникновение в тело и ум. Вторая стадия проникновения называется махавидеха (супрабесплотная), что означает проникновение во все состояния субстанции разума». 

 Махавидеха есть имманентное и трансцендентное проникновение в субстанцию разума и не нуждается ни в каких внешних признаках. Воображаемое проникновение в чужие тела свойственно всем людям; путем практики концентрации достигается реальное проникновение (видеха). Посредством еще более глубокой саньямы приходит наивысшее и абсолютное проникновение в тело и субстанцию разума. С помощью махавидехи освобожденный учитель может входить в тела учеников и устранять их клеши, препятствия, склонности, кармы и тьму неведения, которая скрывает природу Высшей Реальности». 

 Свами Сарасвати трактует сутру следующим образом: «Слово махавидеха означает великое или универсальное состояние ума, который функционирует без физического тела. Наш ум создан таким образом, что содержит в себе две области: 

 1. Область, содержащая вещи, которые мы изучаем и испытываем на опыте в повседневной жизни, отпечатки от многих жизней и т.д. Это содержание ума зависит от запаса прошлых отпечатков и образов. 

 2. В дополнение к первой имеется область, называемая универсальным умом. 

 Это необходимо ясно понимать. Индивидуальный ум «создан» из отпечатков различных видов, которые зависят от контактов с внешним миром через органы чувств, но его основа находится в универсальном уме. Универсальный ум является первоначальным; для всех человеческих существ он является общим основанием личности. 

 Если бы все отпечатки опыта могли быть удалены из ума, тогда то, что останется, было бы универсальным умом, который безграничен и бесконечен. Состояние махавидеха есть состояние сознательности к этому универсальному уму. Когда посредством самьямы осуществляется этот контакт, возможно существование без тела. 

 Это состояние махавидеха есть некая вритти. Это состояние ума. Когда это состояние устанавливается, разрушается завеса, покрывающая свет. Когда вы продолжаете отбрасывать отпечатки, полученные посредством контакта ума с органами чувств и внешним миром, тогда вы достигаете состояния ума, в котором универсальный ум функционирует независимо от тела, ума и чувств. Кроме того, в этом состоянии ярче сияет духовный свет, поскольку удаляется скрывающая его завеса. Но эта завеса света отличается от той, которая удаляется практикой пранаямы». 





 Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры с 36-39 третьей главы       На сообщения       Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры с 45-50 третьей главы




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Асаны и хатха йога
Школы йоги - как индивидуальный стиль вашей практики
Чакры
Йога111


Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены