Пользовательский поиск

суббота, 28 октября 2017 г.

Комментарии к Йога сутрам Патанджали. Третья глава. Сутры 30-35.

 Продолжаем разбор комментариев на Йога сутры Патанджали третьей главы. Перечисление сиддхи, или сверх способностей достигаемых путем самьямы, на этом не заканчиваются. В сутрах 30-35 описываются сиддхи, достигаемые при саньяме на различных участках тела. Однако, далеко не факт, что данные телесные центры соответствуют чакрам тантры, хатха-йоги и тем более чакрам, описанным в современной мистической литературе.


Сутра 30. Набхи-чакре кайя-вьюха-джнянам ( Благодаря саньяме на пупочной чакре появляется знание строения тела). 

 Как пишет Вьяса: «После саньямы на пупочной чакре йогин способен различать строение тела. Оно включает три гуморальных составляющих: ветер, желчь и слизь – и семь телесных субстанций. Это – кожа, кровь, мясо, сухожилия, кости, костный мозг и семя. Распределение субстанций здесь таково, что каждая предшествующая является внешней по отношению к последующей».
 При этом Сарасвати поясняет, что «набхи чакра» здесь означает не манипура чакру, а пупочный центр, откуда возникают различные нади и идут в другие части тела. 

Сутра 31. Кантха-купе кшут-пипаса-нивриттих (Благодаря саньяме на гортани устраняются голод и жажда). 

 Вьяса пишет: «Под языком находится хорда, под ней – горло, за ним – гортань. Благодаря санъяме на ней голод и жажда более не причиняют беспокойства йогину».
 Сарасвати: «Глотка или горловая ямка является местом, в котором находится железа, секреция которой вызывает сухость в горле и жжение в желудке. В результате ощущается жажда и голод. Путем выполнения самьямы на центре, в котором находится эта особая железа, ее секреция может быть остановлена и таким образом достигнуто господство над жаждой и голодом».
 Здесь интересно и замечание Островской и Рудого: «Любопытно, что именно данная локализация, согласно современным представлениям психофизиологии, отвечает за возникновение речевых возбуждений в процессе осознания чего-либо – и в состоянии сна, и в состоянии бодрствования. Нужда организма в воде и пище становится у человека осознанной потребностью, только пройдя через акт осознавания и соответствующее этому речевое возбуждение. Когда процесс блокируется, голод и жажда не осознаются и не причиняют беспокойства». 

Сутра 32. Курма-надьям стхаирьям (Благодаря саньяме на курма нади достигается устойчивость). 

 Сарасвати поясняет: «Предполагается, что курма нади расположена непосредственно ниже горловой ямки. Она имеет форму, похожую на черепаху, поэтому она и называется курма нади. Простейший способ практиковать самьяму на курма нади — это медитировать на точке, которой подбородок касается груди при выполнении джаландхара бандхи или в положении сарвангасаны. В этих двух положениях подбородок касается груди около курма нади, так что легко определить местонахождение этой нади для того, чтобы на ней практиковать самьяму». По его мнению, устойчивость здесь означает обе способности: обычную и сверхъестественную: «Ученик может стать настолько неподвижным, что вы не сможете передвинуть его даже с применением огромной силы.
 Устойчивость может также означать устойчивость тела в состоянии медитации. Кроме того, устойчивость может означать совершенную ментальную стабильность».
 Шри Кришнамачарья полагает, что «исследование самьямой области груди и исследование чувств, возникающих в этой области в различных физических и умственных состояниях, дает средство оставаться стабильным и спокойным даже в стрессовых ситуациях. У многих людей симптомы стресса и беспокойства ощущаются в области груди. Физические позы могут воздействовать на ментальные состояния, и наоборот. К примеру, постоянная сутулость может быть результатом неуверенности в себе».
 Вьяса трактует сутру несколько уже: «под гортанью в груди находится трубка, похожая по форме на черепаху. При санъяме на ней достигается состояние неподвижности, как у змеи или ящерицы».
 Островская и Рудой полагают, что «курма нади» соответствует бронхиальному дереву. 

Сутра 33. Мурдха-дйотиши сиддха-даршашм (Благодаря саньяме на свете в голове возникает видение сиддхов). 

 Вьяса комментирует сутру так: «В черепной коробке имеется внутренняя полость, в которой и происходит яркое свечение. При санъяме на нем у йогина возникает видение сиддхов, передвигающихся в пространстве между небом и землей».
 Согласно Вачаспати Мишре, слова "в голове..." обозначают канал нади, называемый "сушумна".
 Сарасвати поясняет, что «Мурдха здесь означает сахасрару. Свет скорее связан с аджна чакрой, расположенной в центре между бровями. Самьяма на аджна чакре может привести к результату много быстрее. Когда перед умом вспыхивает этот свет, это дает начало духовному видению, в котором ученик имеет прямое восприятие различных мастеров йоги. Мастера могут жить без тела, поскольку они получили полный контроль над своими осознаваемыми и не осознаваемыми ментальными и психическими функциями, так что они могут отделить себя от тела. Их называют сиддхами, потому что они могут жить без физического тела.
 Обычно мы не можем их видеть, так как у них нет физического тела, как у нас. Но, когда практикуется самьяма на аджна чакре или сахасрара чакре, йог может встретиться с ними и общаться и таким образом получить от них руководство и вдохновение». 

Сутра 34. Пратибхад ва сарвам (С помощью интуитивного озарения (пратибха) йогин познает все описанное ранее). 

 Как пишет Вьяса: «Интуитивным озарением называется то, что ведет к спасению. Это начальная форма знания, порождаемого различением. Оно подобно свету зари, предшествующему восходу солнца. И когда возникает интуитивное озарение, то с его помощью йогин познает все».
 Вивекананда считает, что здесь никакая саньяма не нужна: «Все это может быть достигнуто без всякой самьямы человеком, который имеет силу пратибхи (озарения вследствие чистоты). Когда человек достиг высокого состояния пратибхи, он обладает этим великим светом. Все предметы ясны для него. Все приходит к нему естественно, без совершения самьямы или чего бы то ни было».
 Однако, Островская и Рудой отмечают, что из комментария «остается неясным, проявляется ли данная совершенная способность спонтанно в процессе санъямы на черепной коробке или как-то иначе». Это замечание, вероятно, обусловлено тем, что в предыдущей и последующей сутрах описываются сиддхи полученные путем саньямы на различных телесных центрах. 

Сутра 35. Хридайе читта-санвит (При саньяме на сердце достигается постижение читты). 

 Вьяса: «В сердце, этой крепости Брахмы, находится маленький лотос – место, где локализуется способность сознавания. Вследствие санъямы на лотосе сердца достигается постижение сознания».
 Сарасвати поясняет: «Сердце здесь означает лотос, называемый анахата чакрой. Путем медитации или самьямы на анахате чакре ученик обретает знание о природе своего ума. Когда материя и ум объединены, это сознание известно как читтасамвит». 



Видео уроки по йоге111 и другим системам психофизического развития - доступны в магазине сайта, в разделе Видеоуроки. Полный обзор видео по йоге111: http://yoga111.yoga-namedni.ru/videotutorials


 Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры с 21-29 третьей главы       На сообщения       Саламба Сарвангасана, поза свечи




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Йога сутры Патанджали
Йога сутры и комментарии современных практиков Часть 1
Психология и Йога
Медитация - развенчание мифов


Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены