Пользовательский поиск

суббота, 7 октября 2017 г.

Комментарии к Йога сутрам Патанджали. Третья глава. Сутры 11-15.

 В сутрах с 11 по 15 определяются "самадхи-паринама" и "экаграта-паринама", а так же выводится связь между паринамами (трансформациями) сознания и изменениями как в органах чувств, так и в элементах мироздания. Следует отметить, что это достаточно сложные для прочтения сутры и комментарии как Вьясы, так и Вачаспати Мишры основаны во многом на полемике с буддистскими философами.


Сутра 11. Cарвартхатаикагратайо кшайодаяу читтасья самадхи-паринама (Самадхи паринама — это состояние сознания, которое характеризуется постепенным исчезновением отвлечений и возникновением однонаправленности ума). 

 В этой сутре определяется трансформация сознания, называемое «самадхи – паринама». Вот что пишет Вьяса: «Направленность на все объекты есть свойство сознания; однонаправленность также есть свойство сознания. Прекращение многонаправленности означает ее постепенное исчезновение. Возникновение однонаправленности, или концентрация сознания, есть ее появление, – таков смысл сутры. Сознание выступает носителем обоих этих свойств. И так это сознание, сопровождаемое обоими свойствами – исчезновением многонаправленности и возникновением однонаправленности, – являющимися самой его сущностью, достигает сосредоточенности. Это и есть изменение/развитие сосредоточения сознания».
 Обратите внимание на тот момент, что в сознании одновременно присутствуют и отвлечение (многонаправленность) и экаграта (однонаправленность). Это момент достаточно четко отразил Свами Сарасвати:
 «Самадхи паринама — это состояние, когда концентрация и отвлечение внимания ума появляются и исчезают. Это происходит одновременно: исчезает отвлечение и появляется однонаправленность. Таким образом, это состояние ума, в котором происходит трансформация сознания. Это более высокое состояние сознания.
 В этом особом состоянии, когда исчезает отпечаток, например АУМ, одновременно появляется отвлечение. Затем вы подавляете отвлечение и появляется АУМ. Предыдущий слой самскар пытается подавить концентрацию, но самый последний слой самскар старается подавить отвлечение. Ваше усилие установить один отпечаток — АУМ — подавляет все другие отпечатки, являющиеся отвлечениями (викшепой). Это именно то, что происходит в вашей ежедневной практике. Когда вы садитесь для садханы, вы пытаетесь практиковать экаграту на особом отпечатке. Внезапно возникает некоторая мысль, которая нарушает отпечаток. Затем вы снова воспроизводите в своем уме отпечаток и таким образом подавляете отвлечение. Снова подобно вспышке с более низкого уровня приходят другие мысли и отбрасывают отпечаток. И так далее. Это особое состояние [чередования] и называется самадхи паринама. Это первая стадия преобразования в царстве сознания».
 Ну вот, опять для иллюстрации того, какие еще бывают комментарии Йога-сутры, изложение от Раммурти Мишра, который почему то определяет «самадхи паринама» как характеристику «Космического Сознания»: «Многонаправленность является характеристикой материального ума, а однонаправленность характеризует Космический Разум. Прекращение многонаправленности вызывается отсутствием ее причины – материальности. Возникновение однонаправленности означает присутствие другой причины – единства, духовности. Индивидуальный ум находится между двумя полюсами – материей и духом. Когда ум приближается к духовному и обнаруживает, что Дух трансцендентен и имманентен, он склоняется в сторону самадхи, Космического Сознания. Ученику нечего волноваться. Ему нужно заниматься медитацией до тех пор, пока он не достигнет состояния самадхи. Опыт самадхи разрушит множественность и многонаправленность и вызовет в уме единство и однонаправленность.
 Постоянная и непрерывная концентрация вызывает состояние, которое называется ниродхой – высшей концентрацией субстанции разума. Ниродха приводит ум в состояние самадхи, Космического Сознания. В этом сознании возникает экаграта – высшая однонаправленность, которая есть не что иное, как проявление Пуруши, "Я", Брахмана».

Сутра 12. Тата пуна шантодитау тулья-пратьяяу читтасьяикаграта-паринама (Экаграта паринама – состояние сознания, в котором прошедшие содержание тождественно вновь возникшему). 

 Вот как комментирует эту сутру Вьяса: «Прошлое, то есть предшествующее, содержание сконцентрированного сознания называется успокоенным, а следующее за ним и тождественное ему содержание называется возникшим. Сознание в состоянии сосредоточения неразрывно связано с обоими типами познавательных содержаний, и так продолжается до тех пор, пока не наступает прекращение сосредоточения. В действительности это и есть изменение/развитие однонаправленности сознания как носителя качественно-определенных состояний». Далее, при равности (неотличии) "утихших" и "возникших" идей-импульсов (пратьяя) – модификация ума, [характеризующаяся] единонаправленностью (экаграта-паринама).
 Загуменнов поясняет так: «В состоянии самадхи нет различия между прошлыми и настоящими модификациями ума».
 Свами Сарасвати несколько расширяет комментарий этой сутры: «В экаграта паринаме один и тот же отпечаток время от времени угасает и снова возникает. Отпечаток, например АУМ, поочередно возникает и угасает. Необходимо добиваться, чтобы качество возникающего вновь отпечатка было тем же самым, что и угасающего, а интервал между ними был очень малым.
 Когда мы смотрим фильм на экране, мы не можем улавливать различные кадры раздельно; для нас имеет место непрерывность. Похожая ситуация имеет место и в случае с экаграта паринамой. Возникновение и угасание происходят настолько быстро, что это чередование ускользает из нашего внимания и мы можем ощущать как бы непрерывный поток пратьяи. Пока это еще не одно непрерывное состояние, но различие между двумя состояниями трудно воспринять.
 В состоянии концентрации ум устойчив и в этом случае мы не осознаем различия между двумя состояниями. Но поскольку нашему уму свойственно сохранять движение от объекта к объекту, в писаниях говорится, что ум и в состоянии концентрации продолжает двигаться. Движение ума полностью подавлено в самадхи, но в других стадиях даже в однонаправленности ум продолжает двигаться. Происходит движение пратьяи: одна пратьяя угасает и та же самая пратьяя снова появляется. Этот процесс продолжается какое-то время. Он известен как экаграта паринама ума».
 Ну а вот Вивеканада объясняет суть сутры несколько иначе: «Как мы можем узнать, что сознание сосредоточилось? По тому, что время исчезнет. Чем больше исчезает время, тем больше мы сосредоточены. В обыкновенной жизни мы видим, что, заинтересовавшись книгой, мы совсем не замечаем времени и, отложив книгу, бываем часто удивлены, узнавши, как много времени прошло. Всякое время будет иметь наклонность представляться одним настоящим. Итак, определение дано; чем больше прошедшее и настоящее представляются одним, тем сознание более сосредоточено».



Сутра 13. Этена бхутендрийешу дхарма-лакшанавастха-паринама вьякхьята (Аналогично трансформациям сознания происходит и изменение элементов материи (бхута) и органов чувств). 

 Это интересная сутра, в которой, по сути, закладывается объяснение того, откуда у йога берутся сверхестественные способности - сиддхи. Надо пояснить, что элементы (бхута) – это согласно индуизму пять элементов мироздания: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Комментарии Вьясы и Вачаспати Мишра достаточно сложны и оперируют сложными философскими понятиями. Несколько доступнее объясняет суть сутры Свами Сарасвати: «В этой сутре имеется в виду то, что, когда ум претерпевает изменение или преобразование, аналогичные изменения имеют место в чувственном восприятии и в органах чувств.
 Проанализируем концепцию более глубоко. Ум испытывает изменение и в соответствии с преобразованием читты происходит преобразование в теле и органах восприятия. Эти изменения следующие:
1. Дхарма паринама — читта преобразуется, насколько это касается ее свойства (дхармы).
2. Лакшана паринама — читта преобразуется, насколько это касается [лакшаны] — ее характера.
3. Авастха паринама — читта преобразуется, насколько это касается ее состояния, т. е. авастхи.
 Первое преобразование происходит в самадхи. Когда вы пытаетесь исключить отвлечения ума в течение практики самьямы, читта испытывает небольшое изменение настолько, насколько это касается ее природы. В экаграте читта будет иметь другое изменение в своей структуре или свойстве, характере и состоянии. Затем снова, когда читта претерпевает ниродха паринаму, она будет иметь тройное преобразование, т. е. в свойстве, характере и состоянии. Таким образом, во всех трех стадиях она подвергается дхарма, лакшана и авастха паринамам. Точно таким же образом имеют место преобразования в чувствах и элементах.
 Существует пять элементов, такие, как земля, вода, огонь, воздух и эфир, и десять чувственных органов, пять из которых органы познания и пять так называемых двигательных органов. Органы познания имеют связь с соответствующими бхутами, например, уши улавливают звук, который является качеством земли, кожа улавливает прикосновение, которое есть качество воздуха и т. д. Но чувства не работают независимо. Ум или читта должна быть связана с ними, в противном случае чувства не будут проводить свои импульсы.
 Когда читта испытывает три вида изменений, эти изменения также влияют на органы чувств и пять элементов. В курсе практики самадхи, экаграты и ниродхи элементы и индрии претерпевают изменения, называемые дхарма, лакшана и авастха. Восприятие — это дхарма пяти чувств, и эта дхарма видоизменяется с преобразованием читты».
 Вот как комментирует сутру Загуменнов: «В каждом из трех состояний ума (ниродха, самадхи и единонаправленность) происходят определенные изменения в элементах и индриях. Эти изменения происходят в трех аспектах: изменение характеристики (дхарма), признака (лакшана) и "состояния" (авастха). Из них "изменение в характеристике" – это процесс устранения флуктуации психики упрочения модуса "прекращение функций психики". Изменения в признаках (лакшана) означают изменения во времени (прошлое, настоящее, будущее). Изменения состояния характеризуются степенью интенсивности психических процессов: при "прекращении функций психики" (ниродха) усилены самскары прекращения и ослаблены самскары не сосредоточенного состояния ума (вьюттхана)».
 Раммурти Мишра так же уделяет много внимания этой сутре: «Все бесчисленные изменения делятся на три категории:
1. дхарма-паринама;
2. лакшана-паринама;
3. авастха-паринама.
 Рассмотрим каждую из этих категорий.
1. Дхарма-паринама. Когда дхармин (носитель свойства, субстанция) покидает свое родное свойство и воспринимает другое свойство, это называется дхарма-паринама. Например, когда глина (дхармин) лишается своего природного свойства (комковатости) и принимает форму кувшина, то это изменение, которому подверглась глина, называется дхарма-паринама – "изменение свойства".
2. Лакшана-паринама. Когда тот же самый кувшин лишается аспекта анагата ("будущий") и принимает аспект вартумана ("нынешний"), а затем снова лишается его, приняв аспект атита ("бывший"), – он подвергается изменению, которое называется лакшана-паринама. Например, в камне потенциально скрыта статуя, и скульптор лишь удаляет все лишнее, чтобы выявить ее. Аналогично, кувшин потенциально существует в комке глины, но становится проявленным только тогда, когда горшечник вылепливает его. Поэтому, в согласии с философией санкхья-йоги, говорят, что кувшин потенциально существует в анагате (будущем), пока он еще не стал видимым. Когда он проявляется, то говорят, что он находится в нынешнем аспекте. О разбитом кувшине говорят, что он находится в аспекте, называемом атита – "бывший".
3. Авастха-паринама. Изменение, обусловленное одним лишь течением времени, называется авастха-паринамой. Атомы и молекулы не могут существовать без движения; это движение называется изменением. В первый момент изготовленный кувшин был новым, и с этого самого момента он начал подвергаться изменению, так как атомы, молекулы, танматры и гуны не могут ни мгновения просуществовать, не изменяясь. Этот вид модификации, которому каждое мгновение подвергается кувшин, существующий в нынешнем аспекте, называется авастха-паринамой. Детство, юность, молодость, зрелость и старость человека – суть примеры авастха-паринамы.
 Три изменения физического мира суть следующие:
1. Дхарма-паринама – это изменение физической формы, в то время как субстанция остается той же самой. Когда сахар растворяется в воде, он сохраняет достаточно своих свойств и сил, чтобы его присутствие можно было бы обнаружить. Хотя он более не является твердым и белым, он все еще может быть распознан по своему сладкому вкусу. Такие изменения называются физическим изменением. Если изменяется только форма исходной субстанции, то это – физическое изменение, дхарма-паринама.
2. Лакшана-паринама – это химическое изменение. Наш мир полон физических изменений, но химические изменения представляют собой иной род изменений, даже еще более поразительный и более важный. Химическое изменение (лакшана-паринама) – это изменение, при котором фактически меняется состав первоначальной субстанции, когда первоначальная субстанция исчезает и образуется новая. Ткани животных совершенно отличны от растительной субстанции, из которой они строятся. Когда клочок бумаги сгорает, он радикально, полностью изменяется.
3. Авастха-паринама – это изменение состояния. Материя существует в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Например, воду (жидкость) можно превратить в лед (твердое тело) путем охлаждения или в водяной пар (газ) путем нагревания.
 Переход вещества из одного состояния в другое и есть изменение состояния, авастха-паринама».
 Но вот вывод у Раммурти Мишра как всегда своеобразный: «Таким образом, когда субъективное "я" уходит из мира множественности и соединяется со Всевышним, наступает аналогичное изменение чувств, ощущений и восприятий, а также состоящей из элементов Вселенной. Вследствие дхарма-паринамы они переходят из грубых состояний в более тонкие. Когда субъективное "я" погружается в Пурушу, Брахман, множественность чувств и Вселенной элементов также погружается в него вследствие лакшана-паринамы. Когда субъективная и объективная Вселенная трансформируется в Пурушу, Брахман, она вследствие авастха-паринамы целиком и полностью превращается в Чистый Поток Сознания.
 Другими словами, раз посредством изменения человеческого "Я" может быть изменена вся Вселенная, значит, ключ к преобразованию Вселенной находится внутри ума. Вся Вселенная есть не что иное, как проекция ума. Посредством преобразования ума в Пурушу одновременно и естественно трансформируется в Пурушу и Вселенная».

Сутра 14. Шантодитавьяпадешья-дхарманупати дхарми (Дхармин – это субстанция общая для всего и во всех состояниях - исчезнувших, проявленных и тех, что будут проявлены). 

 Сарасвати: «В то время как имеют место преобразования в свойствах, характеристиках и в состоянии читты, бхут и индрий, должно быть нечто, что остается неизменным, что является общей основой всех этих изменений. В философии йоги это обычный факт, что при всех условиях изменений существует лежащий в основе некий фактор, который находится вне любого изменения».

Сутра 15. Краманьятвам паринаманьятве хетту (Различия в последовательностях определяют различия в трансформациях). 

 Сарасвати: «Существует различие вследствие последовательности событий, происходящих с различными вещами. Например, ком глины может быть преобразован в горшок; горшок может разрушиться и превратиться в кучку глиняных осколков. Подобным образом определенная читта испытывает особого характера преобразование в соответствии с лежащими в ее основе законами природы. Это различие, обусловленное порядком следования событий, дает начало различным преобразованиям читты, органов чувств и элементов.
 В интересующем нас аспекте вся структура читты испытывает изменение в результате процесса, называемого инволюцией. В течение этого процесса весь спектр состояний самадхи, экаграты и ниродхи затрагивает структуру читты. Сутра говорит, что изменение, которое идет в структуре ума, происходит, потому что оно закономерно.
 Даже если вы не практикуете никакую садхану и просто живете своей жизнью, даже тогда с течением времени ваша читта будет испытывать это особое состояние преобразования. Но для этого может потребоваться несколько рождений».




Видео уроки по йоге111 и другим системам - доступны в магазине сайта, в разделе Видеоуроки.


 Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры с 7-10 третьей главы       На сообщения       Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры с 16-20 третьей главы




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Китайский чай
Асаны и хатха йога
Чакры
Школы йоги - как индивидуальный стиль вашей практики

вложить деньги в интернете
Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены