Пользовательский поиск

суббота, 5 августа 2017 г.

Комментарии к Йога сутрам Патанджали. Вторая глава. Сутры 49-53.

Продолжаем разбор комментариев на Йога сутры Патанджали. И так вторая глава Йога сутр. В сутрах 46-48 рассматривались асаны. Сутры 49-53 посвящены йогической практике регуляции процесса дыхания – пранаяма.


Сутра 49. Тасмин сати шваса-прашвасайор гати-виччхеда пранаяма (При нахождении в асане практикуется пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха). 

 Как пишет Вьяса: «При овладении асаной практикуется пранаяма, то есть регулирование дыхания: вдох – это введение внутрь внешнего воздуха, выдох – вывод находящегося в легких воздуха наружу. Прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, то есть отсутствие того и другого, и есть пранаяма». 

 В комментария к сутре Островская и Рудой приводят ссылку на С.Дасгупта, согласно которому каждая из дыхательных пауз, которые следуют после глубокого вдоха или полного выдоха, получает название pranayama, первая – внешняя, вторая – внутренняя. Существует, однако, и третий вид, когда легкие не слишком расширены и не слишком сжаты; движение воздуха прекращается в этом случае единым усилием. 

 Некоторые авторы, в частности Загуменнов и Вивекананда, уходят от жесткого определения пранаямы как дыхательной паузы и определяют ее как «регулирование движений вдоха – выдоха» или «управление движением вдыхания и выдыхания». 

 Интересно определение Шри Кришнамачарьи: «Пранаяма – это сознательное, обдуманное регулирование дыхания, заменяющее неосознанные дыхательные движения. Оно возможно только после осознанного овладения практикой асан». 

 Вот мнение Свами Сарасвати: «Следует заметить, что пранаяма — это не есть глубокое дыхание. Подобным образом не является практикой пранаямы и одноразовая продолжительная, на сколько это возможно, задержка дыхания. Прана означает дыхание, аяма — это удлинение или расширение посредством контроля. Когда процесс дыхания контролируется так, чтобы удерживалось дыхание, это есть пранаяма». 

Сутра 50. Бахьябхьянтара-стамбха-вриттир деша-кала-санкхьябхи паридришто диргха-сукшма (Пранаяма проявляется как внешняя, внутренняя или как задержка дыхания, регулируется по месту, времени и числу и благодаря практике становится длительной и тонкой). 

 Как пишет Вьяса: «Пранаяма называется внешней, когда отсутствует движение воздуха, предшествующее выдоху. Она внутренняя, когда отсутствует движение воздуха, предшествующее вдоху. Третий вид пранаямы функционирует как задержка дыхания, когда вследствие единого усилия прекращается и то и другое. Подобно тому, как вода, пролитая на раскаленный камень, сразу испаряется со всех сторон, так и движение воздуха при вдохе и выдохе прекращается одновременно. 

 Далее, эти три вида пранаямы регулируются по месту в пространстве, то есть каждый из них имеет такую-то область распространения. Они регулируются по времени, то есть они ограничены по своей длительности таким-то количеством моментов, – таков смысл сказанного в сутре. 

 Они регулируются также и по числу: первый подъем праны измеряется таким-то количеством вдохов и выдохов, второй подъем остановленной праны – таким-то количеством; точно так же и третий. Аналогичным образом по методу пранаяма может быть слабой, средней и сильной. И так виды пранаямы регулируются в числовом отношении. Постоянно практикуемая таким образом, пранаяма становится длительной и тонкой». 

 Островская и Рудой, ссылаясь на комментарии Дасгупта, пишут, что «согласно традиционной точке зрения на пранаяму, по мере того как дыхание становится все более медленным, пространство (desa) его распространения становится все меньше. Пространство дыхания разделяется на внутреннее и внешнее. При вдохе "жизненное дыхание" (prana) заполняет внутреннее пространство и может ощущаться даже в подошвах ног, подобно легкому прикосновению муравья. Попытка ощутить такое прикосновение одновременно с глубоким вдохом способствует удлинению периода прекращения дыхания». 

 Близкая трактовка места имеется и у Вивекананды: «Три рода Пранаямы суть: один – посредством которого мы вдыхаем; другой – посредством которого выдыхаем; и третий – когда воздух удерживается от входа в легкие и выхода из них. Они разделяются также по месту и времени. По месту это значит, что Прана удерживается в некоторых отдельных частях тела. По времени значит, как долго Прана будет удержана в известном месте: нам говорят, сколько секунд продолжать одно движение и сколько секунд другое. Следствие этой Пранаямы есть Удгхата, пробуждение Кундалини». 

 А вот у Сарасвати трактовки места и времени пошире будут: «Практика зависит от места ее проведения, где может быть, например, тропический или умеренный климат. Она также зависит от диеты, принятой в данной местности. 

 Время означает относительную продолжительность пураки, речаки и кумбхаки. Кроме того, время — это время года или сезон. Так, если вы практикуете двадцать кругов в течение зимы, вам следует практиковать десять кругов в течение лета». 

Сутра 51. Бахьябхаянтара-вишаякшепи чатуртха (Четвертый вид пранаямы превосходит внутреннюю и внешнюю). 

 Нужно отметить, что большинство комментариев к этой сутре довольно неопределенные. 

 Вьяса комментирует сутру так: «Внешняя сфера пранаямы, регулируемая по месту, времени и числу, оказывается преодоленной (т.е. полностью освоенный благодаря длительной практике). Точно так же преодолевается и внутренняя сфера распространения праны. В обоих случаях пранаяма длительная и тонкая. 

 Четвертая пранаяма есть отсутствие движения праны обеих сфер, она достигается постепенно в результате полного овладения предшествующими стадиями. Третья пранаяма, однако, представляет собой одномоментное прекращение движения праны безотносительно к сфере ее распространения; она также регулируется по месту, времени и числу и в зависимости от практики становится длительной и тонкой. Что же касается четвертой пранаямы, то она есть прекращение движения праны вследствие постепенного преодоления обеих стадий благодаря ограничению сфер вдоха и выдоха. В этом состоит ее отличие от третьей пранаямы». 

 Сарасвати: «В этом четвертом типе пранаямы вы не должны делать ни антаранга, ни бахиранга кумбхаки. Она выполняется точно, как описано в Бхагавадгите. В Гите говорится, что апану следует соединить с праной, а прану — с апаной. Посредством этого ученик во-первых останавливает ощущения, приходящие изнутри и идущие извне, путем соединения дыхания, идущего внутрь, и дыхания, идущего вовне. Во-вторых, идущее внутрь дыхание должно быть объединено с самим же идущим внутрь дыханием. В-третьих, в то же самое время следует выполнять кумбхаку. Не следует позволять проникать ощущениям. Внешний опыт от объектов должен быть оставлен вовне, а внутренние самскары или опыт должны быть оставлены внутри. Внешнему проявлению нельзя позволять проникать внутрь, а внутренним самскарам нельзя позволять проявляться вовне. Это четвертая пранаяма. Вы можете делать ее, выполняя вдох в удджайи, выдыхая в удджайи и стараясь концентрировать свой ум на особенном психическом прохождении без контролирования или останавливания дыхания в форме антаранга или бахиранга кумбхаки. Постепенно вы станете в состоянии отставить в сторону испытание на опыте, блокировать путь чувственного опыта и это будет четвертым типом пранаямы. Фактически это аджапа джапа». 

 Остальные комментарии еще более расплывчаты. Так, Раммурти Мишра пишет: «В этом дыхательном упражнении воздух с усилием втягивается внутрь, когда он стремится выйти наружу, и с силой выталкивается наружу, когда стремится наполнить легкие. Благодаря этому противодействию обретается контроль над вдохом и выдохом. Контроль дыхания ведет к господству над умом и чувствами». 

 Вивекананда: «Это четвертый род Пранаямы. Прана может быть направляема или наружу, или внутрь». 

 Как обычно наиболее глубокомысленный комментарий у Шри Кришнамачарьи: «В состоянии йоги появляется совершенно другое состояние дыхания. Тогда дыхание выходит за уровень сознания. Более точно сказать невозможно». 

Сутра 52. Тата кшияте пракашавараннам (Благодаря совершенству в этой пранаяме завеса, покрывающая свет, исчезает). 

 Как пишет Вьяса: «У йогина, который безраздельно посвящает себя практике пранаямы, разрушается карма, препятствующая различающему знанию. Как говорится об этом, "вследствие иллюзии, порождаемой великой мохой, и обманчивости органов чувств саттва, обладающая природой света, затемняется и привязывается к тому, что не следует делать". Поэтому карма йогина, являющаяся препятствием для света и цепью, приковывающей к круговороту бытия, слабеет каждое мгновение и разрушается вследствие использования практики пранаямы. Сказано в этой связи: «Не существует подвижничества более высокого, чем пранаяма: благодаря ей происходит очищение от всех загрязнений и возникает ясный свет знания». 

 Раммурти Мишра: «Когда человек практикует пранаяму, неведение относительно "Я" разрушается. Магия похоти и желания материального, чувственного и сексуального наслаждения очень могущественна. Стоит удовлетворить одну волну желания, как тут же с еще большей силой поднимаются другие. Этот лабиринт желаний и карм порождает неведение, скрывающее светоносный по своей природе сознательный принцип (саттву). Порочные круги дурных карм и негативных желаний человека порождают неведение относительно реальности "Я", скрывают саттвичное качество (сознательный принцип) ума и приковывают человека к страданиям повторных рождений и смертей. 

 Посредством практики пранаямы неведение вместе с его последствиями разрушается и воспринимается самосущий свет Пуруши, Брахмана. 

 Нет более высокого очистительного действия, самодисциплины или подвижничества, чем пранаяма. Посредством пранаямы субстанция разума избавляется от загрязнений. Принцип саттвы, сознательный принцип, становится прозрачным и отражает ясный свет Пуруши, Брахмана». 

 Сарасвати: «Практикой пранаямы активизируются психические центры и как результат этого завеса, покрывающая знание, удаляется. Пракаша здесь означает психические центры. Благодаря чувственному опыту психические центры обычно покрыты некоей завесой или завуалированы. «Светимость» этих тонких средств ограничивается или покрывается завесой, обусловленной физическим свойством мозга. Эта завеса удаляется пранаямой. Этот вид удаления некоего физического свойства, которое скрывает определенную психическую способность, называется удалением завесы света. Это означает, что когда вы практикуете пранаяму, в вас что-то происходит, с помощью чего психические силы освобождаются от завесы или контроля, или препятствования со стороны мозга как физического механизма. 

 Энергия освобождается даже, когда вы зажигаете свет или включаете вентилятор. Пранаяма создает схожие условия в мозгу, с помощью которых высвобождаются внутренне присущие психические способности».  

Сутра 53. Дхаранасу ча йогьята манаса (И через практику пранаямы развивается способность ума к концентрации). 

 Как пишет Вьяса: «Именно благодаря использованию практики пранаямы интеллект становится способным к концентрации, и, как было сказано выше, он достигает стабильности благодаря выдоху и задержке праны». 



Видео уроки по йоге111 и другим системам - доступны в магазине сайта, в разделе Видеоуроки. Полный обзор видео http://yoga111.yoga-namedni.ru/videotutorials.


 Сурья Намаскар - Приветствие Солнцу       На сообщения       Комментарии к Йога сутрам Патанджали. Вторая глава. Сутры 54-55.




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Асаны и хатха йога
Шесть целительных звуков цигун
Йога сутры и современность Часть 3
Крийя йога


Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены