Пользовательский поиск

суббота, 15 июля 2017 г.

Комментарии к Йога сутрам Патанджали. Вторая глава. Сутры 35-45.

Продолжаем разбор комментариев на Йога сутры Патанджали. Мы перешли к второй главе Йога сутр - Садхана пада. Сутры 29-34 были целиком посвящены конкретному рассмотрению вспомогательных средств йоги – соблюдению моральных норм, религиозных предписаний, самоочищению и т.п. В сутрах 35-45 лаконично описываются "совершенные способности", которые йогин обретает в результате практики самоконтроля во всех его видах и соблюдением религиозных предписаний.


Сутра 35. Ахимса-пратиштхаям тат-саннидхау вайра-тьяга (При утверждении йогина в ненасилии (ахимса) в его присутствии исчезает враждебность). 

 Загуменнов: «Если йогин упрочен в ахимсе, т.е., совершенно беззлобен и миролюбив, не отвечает злом на зло и даже не помышляет об этом, то в существах, окружающих его, также исчезает агрессивность: например, змея и мангуста не нападают друг на друга, тигр не трогает лань и т.п. Йогин приобретает способность укрощать диких зверей». 

Сутра 36. Сатья-пратиштхаям крийя-пхалашраятвам (При упрочении йогина в правдивости (сатья), он получает способность определять результаты своих действий). 

 Сарасвати в своих комментариях поясняет, что существует два типа толкования сутры. Во-первых, она означает, что все, что бы йогин ни говорил, становится правдой. Во-вторых, она означает, что результат действия следует в соответствии с его волей. 

 Так, согласно Вьясе: «При утверждении в истине действие и результат становятся зависимыми от него. Когда йогин говорит: "Будь праведным!", – человек становится праведным; "Да достигнешь ты неба!", – и человек обретает небесную форму существования. Его слова имеют силу непогрешимости». 

 Вивеканада: «Когда сила правды утвердится в вас, вы даже во сне никогда не проявите неправды ни в мысли, ни в слове, ни на деле; все, что бы вы ни сказали, будет правда. Вы можете сказать человеку: "Будь благословен!" – и он будет благословен. Если кто-нибудь болен и вы скажете ему: "Излечись!" – он выздоровеет немедленно». 

 Шри Кришнамачарья: «Способность быть честным в общении, полном сочувствия, не ранящем других, свойственна состоянию ясности. В таком состоянии человек не может совершать ошибочных действий». 

Сутра 37. Астея-пратиштхаям сарва-ратнопастханам (При утверждении йогина в честности (неприсвоении чужого, астее) он получает все богатства). 

 Здесь некоторые комментаторы определяют какие именно богатства получает йогин. Так, Раммурти Мишра, делает акцент на внутреннем богатстве, хотя и не отрицает остальных: «Когда йог утверждается в неворовстве, он обретает все внутренние богатства. Ум йога, если он надежно утвердился в состоянии нестяжания, всячески процветает – материально, психически и духовно. Чем больше человек отказывается от овладения природой, тем больше она становится его собственностью. Это факт. Чем больше человек хлопочет, тем больше он теряет; чем больше он отрешается, тем больше обретает». 

 Вивеканада делает акцент на богатствах природы: «Чем больше вы убегаете от природы, тем более она следует за вами, и, если вы совсем не заботитесь о ней, она становится вашим рабом». 

 Шри Кришнамачарья сводит смысл сутры к социальному аспекту: «Человеку правдивому, не домогающемуся чужого, все доверяют и делятся с ним самым ценным». 

 Вьяса просто пишет, что «драгоценности стекаются к нему отовсюду». 

Сутра 38: Брахма-чарья-пратиштхаям вирья-лабха (При утверждении йогина в воздержании (брахмачарья) он обретает энергию (вирья)). 

 Вьяса: «Вследствие воздержания йогин усиливает свои не встречающие препятствий способности. Став совершенным, он может передавать свое знание ученикам». 

 Пояснения Сарасвати: «Брахма буквально означает высшее бытие, а ачарья — живущий, но здесь брахмачарья понимается как сексуальная удовлетворенность, которая подразделяется на восемь видов. Вирья означает семя, о котором говорится, что для создания одной его капли требуется сорок капель крови. Семя создает жизненность. Это жизненная эссенция, которая в конце концов превращается в энергию. Многие ученые говорят, что семя — это всего лишь гормональная секреция. 

 Тем не менее Патанджали с этим не согласен. Вирья означает также неукротимую смелость, которая существенна для садханы. Так, когда йог твердо установлен в брахмачарье, он обретает силу, энергию и смелость, посредством чего он становится свободным от страха смерти». 

 Раммурти Мишра в комментарии к этой сутре подробно разъясняет что, же он подразумевает под невоздержанностью: «Невоздержание включает в себя следующее: 

- слушание разговоров о сексе;
- чтение эротической литературы;
- наблюдение за совокупляющимися;
- беседы о сексе;
- флирт;
- мысли о сексе;
- танцы (как прелюдия секса);
- просмотр порнографических и эротических фильмов и телепередач;
- близкое общение с сексуально озабоченными людьми;
- совершение половых актов и мысли о них». 

 Шри Кришнамачарья как обычно высказывается более нейтрально и неопределенно: «В лучшем своем проявлении умеренность вырабатывает высшую индивидуальную жизненную силу. 

 Ничто не утрачивается нами, если мы стараемся развить умеренность во всех проявлениях. Слишком много чего-либо создает проблемы. Слишком мало может оказаться недостаточным». 

Сутра 39. Апариграха-стхайрье джанма-катханта-самбодха (При утверждении йогина в неприятии даров он обретает знание о своих прошлых и будущих рождениях). 

 Как пишет Сарасвати: «Апариграха — одна из наиболее важных добродетелей. Она означает отбрасывание расположенности накапливать предметы, приносящие пользу и удовольствие. Последователю следует иметь только те предметы, которые существенны для жизни. Это сохраняет ум не занятым и, кроме того, ему не приходится беспокоиться, потому что нет ничего, что необходимо защищать». 

 Вивекананда: «Когда Йог не принимает подарков, он перестает быть обязанным другим, остается независимым и свободным, и его ум делается чистым. Всякий подарок приносит получающему все злые свойства дарителя, и они ложатся слой за слоем на его сознание, пока не покроют его всевозможными оболочками зла. У непринимающего подарков сознание становится чистым, и первое, что он получает, это воспоминание о прежней жизни. Только тогда Йог вполне укрепляется в своем идеале, так как видит, что он приходил и уходил уже много раз, и решает, что впредь останется свободным и больше не придет и не уйдет, и не будет рабом природы». 

 Сарасвати: «Когда эта садхана прочно установлена, последователю становится известным предыдущее рождение: его вид, время и предназначение. Подобным образом можно знать даже следующее рождение. Точно так же, как наблюдая облако, вы знаете, что будет дождь, будучи твердо установленным в апариграхе, вы узнаете о своем предыдущем или следующем рождении». 

Сутра 40. Шаучат сванга-джугупса параир асансарга (Вследствие очищения йогин приобретает отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими телами). 

 Вьяса: «Испытывая отвращение к собственному телу, йогин, практикующий очищение, видит все его дефекты и, не чувствуя никакой привязанности к нему, становится аскетом. 

 Наблюдая истинную природу телесности и желая освободиться даже от собственного тела, – ибо йогин видит, что оно остается нечистым и после очищения землей, водой и прочими средствами, – может ли он стремиться к контакту с другими телами, также в высшей степени нечистыми?» 

Сутра 41. Саттва-шуддхи-сауманасьяикагрьендрия-джаятма-даршана-йогьятвани ча (Благодаря практике очищения возникает чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация сознания, контроль органов чувств и способности самонаблюдения). 

 Загуменнов: «В этом афоризме описываются результаты внутреннего очищения. В чистой душе возникает состояние духовного блаженства (сауманасья). Вследствие этого сосредоточенность, единонаправленность ума (экагрья). Сосредоточенный ум способен подчинить своему контролю беспорядочную деятельность органов чувств. Это ведет к еще более глубокой сосредоточенности и глубочайшему самопознанию». 

Сутра 42. Сантошад ануттама сукха-лабха (Вследствие удовлетворенности становится возможным обретение высшего счастья). 

 Сарасвати: «Для духовного последователя, который очень серьезно относится к высшему аспекту йоги и реализации, удовлетворенность является одним из установленных правил. Невозможно реализовать более высокое сознание тому, кто не удовлетворен собой или чем-нибудь еще». 

 Вьяса: «В этой связи сказано: «Каким бы ни было счастье в чувственном мире и каким бы ни было высшее блаженство в мире богов, и то, и другое несравнимы даже с одной шестнадцатой частью блаженства, обретаемого при устранении желаний». 

Сутра 43. Кайендрия-сиддхир ашуддхи-кшаят тапаса (Вследствие практики подвижничества (аскетизма, тапаса) достигается совершенство тела и органов чувств). 

 В комментариях к этой сутре различные авторы по разному оценивают возможности совершенства тела и органов чувств. 

 Так, Шри Кришнамачарья пишет, что: «Удаление нечистоты позволяет телу функционировать более эффективно. Сдерживаются как физические, так и умственные болезни и недомогания». 

 Вивекананда: «Результат самообуздания обнаруживается немедленно повышением силы видения, слышанием на больших расстояниях и т. п.». 

 Вьяса: «Только практика подвижничества способна устранить всякую нечистоту, обусловленную загрязняющими препятствиями. 

 Вследствие исчезновения загрязняющих препятствий возникают телесные совершенные способности – уменьшение до мельчайшего размера (анима) и прочее. Подобным же образом возникают также совершенные способности органов чувств – слышание и видение на большом расстоянии и т. д.». 

Сутра 44. Свадхьяяд ишта-девата-сампрайога (Вследствии практики свадхьяи устанавливается связь с божеством). 

 Здесь комментаторы несколько различаются в определении свадхьяи. Некоторые сводят эту практику главным образом к повторению мантр, как например – Вивекананда: «Повторением Мантры достигается восприятие присутствия призываемого божества. Чем выше существа, которые вы хотите увидеть, тем настойчивее должно быть упражнение».

 Островская и Рудой считают, что эта практика кроме повторения мантр, предполагает и изучение священных текстов. 

 В итоге, как пишет Вьяса: «возникает связь с наставляющим божеством. Боги, риши и великие сиддхи входят в поле зрения йогина, предрасположенного к самообучению, и принимают участие в его работе». 

 Загуменнов: «При упрочении в свадхьяе словесная формула и образ, связанный с нею, неразрывны и непрерывно присутствуют в уме. Привлеченные верой и усердием йогина, божества, к которым он обращается (ишта-дэвата), являются ему и исполняют его желания». 

Сутра 45. Самадхи-сиддхир ишвара-прандханат (В следствии поклонения Ишвары достигается совершенство в сосредоточении самадхи). 

 Вьяса: «Тот, кто посвятил все свое существование Ишваре, обретает совершенство в йогическом сосредоточении, благодаря которому он безошибочно познает все, что захочет, даже если оно находится в другом месте и в другом времени. Отсюда его мудрости открыто все так, как оно существует в действительности». 

 Загуменнов: «Йогин, посвятивший все свои помыслы ишваре и, практикующий ветви йоги (яма, нияма, асаны и т.д.), достигает состояние самадхи. По достижении самадхи он способен знать все, что он хочет знать, все, что происходит в его теле, в том или ином месте или времени». 

 Однако, Сарасвати считает, что здесь имеется ввиду не самадхи описанное в первой главе «Йога сутры», а вид религиозного транса: «Путем полного смирения перед Богом, что очень трудно, возможно развитие состояния транса. Это не есть точно то самадхи, которое описано в предыдущей главе. Это вид транса, в котором последователь теряет осознание тела, получает возможность начать более глубокое осознание и пребывает в состоянии полного успокоения и единства. Это возможно путем полного смирения перед Богом. Здесь Бог означает определенную идею, которая у последователя сложилась относительно божества». 



Видео уроки по йоге111 и другим системам - доступны в магазине сайта, в разделе Видеоуроки. Полный обзор видео http://yoga111.yoga-namedni.ru/videotutorials. Книги и музыка для занятий.
.

 Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры с 29-34 второй главы       На сообщения       Комментарии к Йога сутрам Патанджали. Вторая глава. Сутры 46-48.




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Комментарии к Йога сутрам Патанджали
Время в квантовой физике и философии
Шесть целительных звуков цигун
Наули крийя




Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены