Пользовательский поиск

четверг, 4 мая 2017 г.

Йога сутры Патанджали. Глава первая. Сутры 41-49

Продолжаем разбор комментариев на Йога сутры Патанджали. В сутрах с 33 по 40 рассматривались семь способов достижения устойчивого сознания самапатти. В сутрах с 41 по 49 рассматривается природа состояния устойчивого сознания самапатти, определяются сосредоточения на грубых и тонких объектах и ступени сосредоточения.


Сутра 41. Кшина-вриттер абхиджатасьева манер грахптри-грахана-грахьешу тат-стха-тад-аньджаната самапатти (Самапатти есть состояние "окрашенности" тем объектом, на который сознание опирается, то есть на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание сознания прекращено). 

 Вьяса: «И таким образом сознание, подобное драгоценному камню, когда оно опирается на субъект познания, или на процесс познания, или на объект познания, то есть на Пурушу, или на органы чувств, или на первоэлементы и когда оно "окрашено" ими, то есть основывается на них, тогда обретает их форму проявления. Такое состояние сознания называется сосредоточением (самапатти)». 

 Сарасвати: «Самапати — это состояние полной поглощенности ума, который свободен от вритти, в (трех видах объектов, таких, как) познающем, познаваемом и познании, подобно тому, как отполированный кристалл принимает цвет того, на чем он покоится». Далее он же поясняет: «Невозможно войти в состояние медитации до тех пор, пока ум не очищен. Если ум чист, состояние медитации может прийти так же просто, как к обычному человеку приходит сон. Для этого вритти должны быть ослаблены. Это ослабленное состояние вритти подобно сну в поезде. В этом состоянии нет полного осознания, такого, как в бодрствующем состоянии, хотя вы и осознаете, что люди входят и выходят, поезд останавливается и т. п. Это называется ослабленным осознанием. Оно может быть достигнуто посредством множества техник приведения ума к устойчивости, о которых шла речь в предыдущих сутрах. 

 Когда и отрывочное сознание также сходит на нет, ум становится таким же прозрачным и чистым, как кристалл. Он может быть применен к любому объекту. Это самапати». 

Сутра 42. Татра шабдартха-викальпаи санкирна савитарка самапатти (Ступень сосредоточения, на которой происходит различение слова, объекта и понятия, определяется как умозрительное состояние сосредоточения - савитарка самапатти). 

 Вьяса: «Например, хотя слово "корова", объект "корова" и понятие "корова" различаются между собой, в познавательном процессе они кажутся нераздельными. При анализе обнаруживается, что свойства слова – это одно, свойства объекта – другое, а свойства понятия – третье. Иначе говоря, их способы существования различны. 

 Если при этом у йогина в состоянии сосредоточения объект "корова" и т.п., попавший в сферу его сосредоточенного постижения, оказывается связанным с различением слова, объекта и понятия, то такое неотчетливое состояние сосредоточения называется «умозрительным» (савитарка)». 

 Загуменнов: «При этом самапатти, в котором смешаны представления о слове, его объекте и идее объекта, есть савитарка-самапатти. 

 Так, слово «корова» имеет своим объектом известное существо. Идея – представление (понятие) об этом существе в нашем уме. Термин «са-ви-тарка» означает «мышление-с-помощью-слов», т.е., вербальное, дискурсивное мышление». 

 Вивекананда: «В тех размышлениях, которые называются «с рассуждением», мы сохраняем двойственность субъекта и объекта, происходящую от смещения слова, значения и знания. Сначала есть внешнее колебание, слово; перенесенное токами чувств внутрь, оно есть значение. После этого является реагирующая волна в Читте, которая есть сведение; но смещение этих трех составляет то, что мы называем знанием. Во всех предыдущих размышлениях мы получали это соединение как предмет размышления». 

 Раммурти Мишра: «Мысленная трансформация, в которой синтаксическое и семантическое строение слова, значения и идеи является совместным, сплетенным, совмещенным, – называется савитарка. 

 Хотя слово, значение и идея отличаются друг от друга, они взаимосвязаны. "Корова" как слово, "корова" как объект и "корова" как идея, хотя и отличны друг от друга, в акте познания выступают как нераздельные. В результате углубленного анализа человек приходит к пониманию, что слова суть лишь символы объектов, что они отличны от объектов, что объекты и идеи отличаются. Они существуют на разных планах». 

 Сарасвати: «Первое состояние сверхсознательного ума называется савитарка. В нем ум совершает переходы между тремя вещами, а именно: словом, знанием и чувственно воспринимаемым объектом. Таким образом, наше знание об объекте спутано или перемешано. … 

 Когда у вас есть объект для медитации, вы должны пытаться раздельно видеть три аспекта этого объекта. Вам необходимо стараться, чтобы перед внутренним взором поочередно представали имя, форма и то, что они обозначают. Далее вам следует пытаться видеть ваше собственное сознание, находящееся на всех этих элементах, как на основании. Затем вам необходимо пытаться видеть их как одно. Вы должны осознавать имя, форму и значение вместе. И, наконец, вы пытаетесь снова видеть их раздельно. Это один из наиболее важных методов дхьяны. 

 Это будет удивительным методом концентрации. Если это окажется для вас трудным — сохранять сознание находящимся в одном из трех состояний, вам следует сначала практиковать только джапу, где слова произносятся в уме. Вы думаете о слове, а также произносите его про себя. Затем вы можете к этому добавить форму объекта. После этого вы должны думать о его различных качествах. Трудно дать правильное объяснение этому состоянию ума, но это удивительный метод ментального контроля, когда вы разделяете три элемента сознания и снова делаете их сплавленными в одно состояние». 

Сутра 43. Смрити-паришуддхау сва-рупа-шуньевартха-матра-нирбхаса нирвитарка (Нирвитарка самапатти – это такая степень сосредоточения, при которой сознание, полностью очищенное от памяти и лишенное собственной формы, проявляет только объект). 

 Вьяса: «Недискурсивное сосредоточение есть такое состояние сознания, когда при очищении памяти от языковых конвенций, вербального свидетельства, умозаключения, понятий и ментального конструирования постижение, "окрашенное" собственной формой воспринимаемого объекта, как бы оставив свою форму постижения, которое есть по своей сути процесс познания, обретает собственную форму воспринимаемого объекта как такового». 

 Загуменнов: «Нирвитарка-самапатти – невербальная, наддискурсивная сосредоточенность на «грубых объектах»; при этом из памяти устранены знания, приобретенные с помощью вывода и авторитетного свидетельства». 

 Шри Кришнамачарья: «Когда направление разума на объект будет длительным, идеи и воспоминания прошлого постепенно отступят. Разум становится кристально чистым и неотделимым от объекта. В этот момент нет ощущения себя. Остается только чистое восприятие». 

 Сарасвати: «Нирвитарка — это самадхи без аргументации, без путаницы трех аспектов объекта, которыми являются название, форма и значение. В этом состоянии субъект не осознает ни объект, ни слово. Память становится абсолютно свободной от прошлых впечатлений и ассоциаций». При этом Сарасвати достаточно детально останавливается именно на процессе очищения памяти, которое, по его мнению, дает начало истинному знанию объекта концентрации. 

Сутра 44. Этаяива савичара нирвичара ча сукшма-вишая вьякхьята (Так же описываются савичара-самапатти и нирвичара-самапатти, сосредоточения имеющие своими объектами тонкие вещи). 

 Загуменнов: «Савичара-самапатти – концентрация на "тонких вещах" (сукшма-вишая) с помощью вербального мышления, оно ограничено пространством, временем и причинностью. Нирвичара- самапатти – наддискурсивная сосредоточенность на тонких объектах». 

 С другой стороны, Сарасвати дает несколько отличную трактовку для этих видов самапатти: «После нирвитарки существует еще четыре стадии, а именно: савичара, нирвичара, ананда и асмита. Выражение «сукшма вишайя» означает тонкие стадии самадхи: ананда и асмита самадхи, в которых для сознания объектом слияния является соответственно блаженство и сознательность. 

 В самадхи, предшествующем савичаре, ученик осознает объект, его имя, форму и качества. Воспринимается либо эти три стороны объекта, чередующиеся между собой, либо существенная природа объекта. В савичаре весь процесс медитации пронизан рассуждением; нет присутствия формы. Это трудно объяснить. Вы должны спокойно сесть и медитировать на Шиве или на другом объекте. Концентрация происходит на форме суждения, но без словесного мышления. Процесс медитации на суждении происходит без использования языка, тогда как обычное мышление всегда включает язык. 

 Язык присутствует в течение состояний савитарка и нирвитарка. Когда мышление лишается языка, это называется вичара. В савичаре присутствуют три вещи: время, пространство и идея суждение. 

 В савичаре ум совершает переходы между временем, пространством и идеей. Эти аспекты не путаются. Это абсолютно чистое осознавание каждого в отдельности. Время, пространство и идея называются вичарой. 

 Это не мышление. Вичара определяется как процесс, в котором сознание течет без языка как основы. Следует заметить, что медитация на форме включает язык; даже однонаправленность основывается на языке. Ученик может выйти за пределы языка как основы только через переживание внезапной вспышки видения. 

 В ананда самадхи имеет место чувство абсолютного покоя и абсолютного блаженства, но это блаженство не является состоянием вашего чувственного опыта. Когда ум освобождается от особой аргументации в форме языка, наступает савичара. Это более глубокий план сознания. Сознание в савичаре называется пратьябхиджна, что означает озаренное знание. В нирвичаре пространство, время и идея выводятся из сознания, но за этим что-то остается, и это называется существенной природой мышления. 

 В асмите осознание абсолютно чисто, здесь нет мышления, нет осознания времени или пространства, имеет место полное понимание реализации этого осознания. 



Сутра 45. Сукшма-вишаятвам чалинга-парьявасанам (Свойство быть «тонким» объектом ограничивается «отсутствием признака»). 

 Вьяса: «Свойство быть «тонким» объектом имеет своим ограничителем «отсутствие признака» как исходное состояние первопричины». 

 Согласно пояснениям Островской и Рудого, это первоматерия (prakriti), исходное неспецифицированное состояние (avishesha), при котором не существует чего-либо качественно-определенного. К «тонким» объектам в системе санкхья-йога относятся прежде всего танматры (букв. «только то»), т.е. непосредственно предшествующая причина «грубых» объектов, которые имеют атомистическое строение.
Вьяса: «Тонкий» объект атома земли – танматра запаха, атома воды – танматра вкуса, атома огня – танматра цвета, атома ветра – танматра осязания, атома акаши – танматра звука. 

 Загуменнов: «Пять "грубых элементов": "земля", "вода", "огонь", "воздух", "пространство" (акаша) имеют своими потенциями тонкие элементы, или танматры, называемые соответственно "запах", "вкус", "свет", "прикосновение" (спарша), "звук". Тоньше танматр – ахамкара ("эго"), еще более тонок махат, или буддхи ("интеллект", "разум"). А наиболее тонка пракрити, или прадхана ("праматерия"), называемая непроявленной (алинга). Можно сказать, что наиболее тонок пуруша, но его тонкость иного рода. Согласно санкхье реалии мира делятся на четыре группы:
1. Пуруша не произведен (т.е., не порожден чем-либо и не имеет начала) и не производит.
2. Пракрити не произведена и производит.
3. Махат (буддхи), ахамкара и танматры произведены и производят.
4. Манас, индрии, махабхуты («грубые элементы») произведены, но не производят». 

 Вивекананда: «Грубые предметы суть только элементы и все вырабатываемое из них. Тонкие предметы начинаются с Танматр, или тонких частиц. Органы, сознание, сознание своего "Я", материя сознания (причина всех явлений), уравновешенное состояние Саттвы, материалы Раджас и Тамас, называемые Прадхана (главные), Пракрити (природа) или Авьякта (непроявляющаяся) – все относятся к категории тонких предметов. Пуруша одна составляет исключение». 

Сутра 46. Та эва сабиджа самадхи (Перечисленные ранее четыре вида сосредоточения обладают семенем и называются «сабиджа самадхи»). 

 Вьяса: «Эти четыре вида концентрации сознания обладают "семенами", то есть внешними реальными объектами, и, таким образом, сосредоточение также наделено семенем. Здесь дискурсивное и недискурсивное сосредоточение – на "грубом" объекте, а рефлексивное и нерефлексивное – на "тонком"». 

 Раммурти Мишра: «Самадхи, которое является результатом медитации на объект (грубый или тонкий), не дает освобождения от циклов рождений-смертей. Оно называется самапатти ("равновесием ума") и является видом санпраджнята-самадхи». 

 В то же время Сарасвати полагает, что сабиджа-самадхи и сампряджнята самадхи – это не одно и то же: «Объект, на котором вы медитируете, есть биджа или семя. Он составляет основу опоры для сознания. В конечном итоге, когда сознание становится сконцентрированным на форме этого биджи, они становятся одним, как соль в воде, и субъективность ума теряется. Ум теряет себя в семени или наоборот, но далее существует стадия, где даже это сознание должно быть исключено. Асмита сознание есть последняя, высшая стадия сознания. В этом состоянии ни сознание, ни объект сознания не теряются. Они находятся в зависимом друг от друга существовании. После этого осознание асмиты должно быть упразднено. Таким образом, сознание так же, как и семя, должно быть удалено. Это как раз подобно выпариванию воды из солевого раствора. Именно ликвидируется процесс осознания, и сделать это в самом деле трудно. Весь процесс от витарки до асмиты есть сабиджа асампраджнята. Здесь сверхсознание имеет основу, на которую оно может опираться. После этого — нирбиджа. Ваше личное сознание — это стрела, которая проходит сквозь планы или локи. В каждой локе вы имеете савитарку и нирвитарку, т. е. сначала есть развитие полагания, а затем — отрицания объекта. Сначала есть язык как основа для сознания, затем основа находится в форме отражения, суждения, а после этого существует просто опыт. Нет слов, нет идеи, ничего. Вы не знаете, что это; это просто осознание. Следует заметить, что есть различие между сампраджнята и сабиджа самадхи.
Асампраджнята, нирбиджа и нирвикальпа — различные стадии самадхи. Они не должны путаться или сводиться друг к другу». 

Сутра 47. Нирвичара-вайшарадье'дхьятма-прасада (При совершенстве нирвичара возникает внутреннее спокойствие, освещенное светом мудрости). 

 Вот эта сутра имеет несколько отличающиеся трактовки того, что достигает йогин при совершенствовании в нивичара-самапатти. 

 Так, согласно Вьясе: «При искусности в нерефлексивном сосредоточении возникает внутреннее спокойствие. Искусность – это ясное, невозмущаемое течение саттвы интеллекта, сущность которой – свет, она свободна от загрязняющих ее препятствий и не подвержена преобладающим влияниям раджаса и тамаса. Когда возникает такая искусность в нерефлексивном сосредоточении, тогда у йогина наступает неколебимое внутреннее спокойствие, то есть свет открытой мудрости, не связанной с обычными ступенями процесса познания и видящей объект таким, как он существует в реальности. В этой связи сказано: "Подобно тому как человек, стоящий на вершине горы, видит всех, находящихся на равнине, тот, кто обрел свет мудрости, сам не подверженный печали, видит людей в их страдании". 

 Загуменнов, как всегда близок к Вьсе: «При совершенстве нирвичара-самапатти очищение внутреннего атмана (адхьятма-прасада).
При устранении "загрязнений" (мала) психики деятельность буддхи становится свободной от влияний тамаса и раджаса. Это означает совершенство йогина в нирвичара-самапатти, а также достижение "ясного света знания" (спхута-праджня-алока). Благодаря последнему возможно мгновенное и адекватное постижение вещей во всех их аспектах». 

 В комментарии у Вивекананды ничего не сказано про какого либо рода мудрость: «Когда сосредоточение "без рассуждения" очищено, спокойствие Читты прочно устанавливается». 

 Шри Кришнамачарья: «Что происходит, когда человек овладевает способностью направлять разум? Тогда личность начинает правильно познавать себя. Обладая способностью правильно постигать объекты, мы начинаем понимать свою собственную суть». 

 Раммурти Мишра: «Когда имеет место невозмутимый и чистый поток сознания сверхрефлексивного состояния, проявляется трансцендентный свет Пуруши, "Я"». 

 Сарасвати: «После достижения абсолютного совершенства в нирвичара самадхи появляется духовный свет». 

Сутра 48. Ритам-бхара татра праджня (Мудрость, обретенная в нирвичара-самадхи, несет в себе непосредственную истину). 

 Вьяса: «Мудрость, возникшая у того индивида, сознание которого сконцентрировано, называется "несущей истину". И это значение термина понятно само по себе: мудрость несет только истину; в ней нет и примеси заблуждения. В этой связи сказано: "Посредством доктринальных текстов, логического вывода и ревностной практики созерцания – тремя этими способами он, йогин, обретает мудрость и высшую йогу». 

Сутра 49. Шрутанумана-праджнябхьям анья-вишая вишешартхатват (Эта мудрость особого рода, нежели мудрость, обретенная на основании услышанного или на основании логического вывода). 

 Вьяса: «Мудрость на основании услышанного – это знание доктринальных текстов, она имеет общий объект, ибо с помощью агамы, то есть доктринального текста, нельзя передать особенное. Почему так? Потому что слово не является продуктом условного соглашения, достигнутого на основании особенного. Точно так же и логический вывод имеет в качестве объекта только общее. …
Точно так же никакой "тонкий", скрытый или удаленный объект не может быть познан посредством обычного восприятия, но в то же время нельзя сказать, что этот единичный объект не существует из-за того, что он недоступен обычным средствам познания.
Следовательно, особенное, относится ли оно к "тонким" сущностям или к Пуруше, является объектом именно йогического постижения. Поэтому такая мудрость ввиду специфики своей направленности имеет иной объект, нежели мудрость, обретенная на основании услышанного или на основании логического вывода». 

 Вивекананда: «Знание, почерпнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого Самадхи, более высокого порядка: оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельство не могут достигать». 




 Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры с 33-40 первой главы       На сообщения       Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры 50-51 первой главы




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Комментарии к Йога сутрам Патанджали
Время в квантовой физике и философии
Шесть целительных звуков цигун
Наули крийя

Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены