Пользовательский поиск

понедельник, 1 мая 2017 г.

Йога сутры Патанджали. Глава первая. Сутры 33-40

Продолжаем разбор комментариев на Йога сутры Патанджали В сутрах с 33 по 40 рассматриваются семь способов достижения устойчивого сознания. Напомню, что в сутрах 30-32 обсуждались девять препятствий, вызывающих рассеяние сознания и препятствующих сосредоточению.


Сутра 33: Маитри-каруна-мудитопекшанам сукха-дукха-пуньяпунья-вишаянам бхаванаташ читта-прасаданам (Очищение и устойчивость сознания достигается культивированием дружелюбия по отношению к счастью, сострадания по отношению к страданию, радости по отношению к добродетели, и беспристрастности по отношению к пороку). 

 Вьяса: «Итак, пусть йогин культивирует дружелюбие по отношению ко всем живым существам, наслаждающимся счастьем, сострадание к тем, кто испытывает страдание, радость по отношению к добродетельным, беспристрастность к обладающим порочными склонностями. 

 У того, кто взращивает свои чувства подобным образом, возникает «светлое» качество, а отсюда и происходит очищение сознания. Будучи очищенным оно становится устремленным к одной точке и достигает стабильности». 

 Сарасвати: «Невозможно практиковать концентрацию ума, пока он не очищен, т. е. не стал по своей природе спокойным». Он же: «Для ума неестественно смотреть внутрь. Поэтому, когда вы пытаетесь развернуть ум внутрь, в первую очередь должны быть удалены помехи и загрязнения. Зависть, ненависть, элемент соревнования вызывают в уме множество загрязнений. 

 Когда мы видим счастливого и преуспевающего человека, мы испытываем к нему зависть. Это вызывает беспокойство в подсознательном уме и препятствует его концентрации. Как результат могут быть страшные видения. Когда мы встречаем страдающего человека, мы получаем удовольствие, как если бы он был врагом. Это также одно из загрязнений ума. Подобным образом мы часто критикуем добродетельных и приветствуем поступки порочных людей. Все это является причиной волнений ума и препятствует спокойствию и медитации». 

Сутра 34. Праччхардана-видхаранабхьям ва пранасья (Или же очищение и устойчивость сознания может быть достигнуты благодаря выдоху и задержке дыхания). 

 Успокоение ума через выполнение практики контроля над дыханием может выполняться самостоятельно или вместе с практикой изложенной в предыдущей сутре. 

 В целом по этой сутре так же особых разногласий нет. Некоторые комментаторы, например тот же Вьяса, останавливаются на моментах «выдоха и последующей задержки дыхания», некоторые просто упоминают о пранаяме (как практике контроля над дыханием), некоторые переходят к более подробному описанию «праны» - как, например, Сарасвати и Вивекананда. 

Сутра 35. Вишаявати ва правриттир утпанна манаса стхити-нибандхани (Или же очищение и устойчивость сознания может быть достигнуты благодаря практики сверхчувственного восприятия). 

 Вьяса: «Восприятие "божественного" запаха у того йогина, который сосредоточен на кончике носа, и есть сверхчувственная деятельность относительно запаха. Восприятие вкуса достигается при сосредоточении на кончике языка, восприятие цвета-формы – на нёбе, восприятие осязаемого – на середине языка и восприятие звука – на основании языка. И так эти виды сверхчувственной деятельности при своем возникновении фиксируют сознание в устойчивом состоянии, рассеивают сомнения и становятся средством обретения мудрости через йогическое сосредоточение». 

 Раммурти Мишра несколько расширяет список:
«концентрация на внешних объектах с открытыми глазами (тратака) порождает паранормальное ощущение цвета и света;
концентрация позади глаз дарует видение сверхъестественного света;
концентрация в центре головы приносит исключительную легкость и чувство парения;
концентрация на всем теле вызывает паранормальное ощущение космической вибрации;
концентрация на звуковом потоке приносит сверхчувственное осознание Всевышнего, в котором вся Вселенная, полная энергии, кажется вибрирующей в унисон с высочайшей музыкой океана сознания». 

 И он же отмечает: «Эти и другие необычные восприятия приводят субстанцию разума в стабильное состояние, рассеивают сомнения и скептицизм и рождают интуитивное знание». 

Сутра 36. Вишока ва джйотишмати (Или же очищение и устойчивость сознания может быть достигнуты благодаря постижению сущности разума (буддхи) при сосредоточении на «лотосе сердца»). 

 А вот эта сутра уже вызывает неоднозначные комментарии. 

 Так, согласно переводу Е.Островской и В.Рудого здесь дается способ очищения и получения устойчивого сознания через постижение сущности разума (буддхи) при сосредоточении на «лотосе сердца» Здесь имеется ввиду комментарий Вьясы: «Постижение буддхи, возникающее у йогина, сосредоточенного на лотосе сердца, ибо сущность разума обнаруживает яркое сияние, подобное акаше.
Благодаря искусству сохранения устойчивости в таком состоянии, деятельность сознания представляется в форме сияния солнца, луны, планет или драгоценных камней.
Аналогичным образом сознание, растворенное в идее самости, перестает волноваться и становится подобным великому океану, умиротворенным, беспредельным, только-самостью. Сказано в этой связи: "Размышляя об атмане как о том, что есть лишь атом, поистине йогин приходит к совершенному знанию: «Я есмь».
Эта двоякого вида «беспечальная» деятельность, «имеющая объект» и «только-самость», называется лучезарной. С ее помощью сознание йогина обретает состояние стабильности». 

 Однако, Раммурти Мишра считает, что «Посредством медитации на трансцендентный и лучезарный свет Пуруши, Брахмана, который пребывает вне всех скорбей, безусловно рождается уверенность в себе и ум твердо укореняется в Реальности». 

 Сарасвати: «Ум может быть сделан устойчивым и контролируемым путем проявления внутренней безмятежной светимости с помощью концентрации на наде или бхрумадхье — центре между бровями». 

Сутра 37. Вита-рага-вишаям ва читтам (Или же очищение и устойчивость сознания может быть достигнуты через сосредоточение на сознании тех, кто освободился от желаний. (пристрастий)). 

 Вьяса: «Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, когда оно «окрашено» восприятием индивидов, свободных от желаний, восприятием, выступающим в качестве объекта сосредоточения». Как пишут Островская и Рудной, согласно «Таттва-вайшаради» Вачаспати Мишры, здесь имеются в виду Кришна Двайпаяна и другие древние мудрецы, чье сознание, выступая объектом сосредоточения для йогина, как бы окрашивает, в свою очередь, сознание последнего. 

Сутра 38. Свапна-нидра-джняналамбанам ва (Или же очищение и устойчивость сознания может быть достигнуты через сосредоточение на восприятие, полученное в сновидении либо во сне без сновидений). 

 Вьяса: «Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, имея в качестве опоры восприятие, полученное в сновидении или во сне без сновидений, или его образ». 

 Загуменнов: «Йогин, делающий объектом медитации образы сновидений (свапна) или состояние глубокого сна без сновидений (нидра), также может достичь стабильности ума». 

 Раммурти Мишра: «Сновидения и сны без сновидений приносят знание о бессознательной и подсознательной жизни. Это знание делает ум стабильным. Видения в сновидениях и глубокий сон изменяют весь жизненный опыт человека. Глубокий сон свойствен не всем людям. Один час очень глубокого сна равен десяти часам прерывистого, беспокойного сна. Если медитирующему было послано видение какого-нибудь святого человека или чего-то подобного, он должен записать это событие и медитировать на него. Благодаря этому ум обретет устойчивость и равновесие». 

 При этом предполагается, что медитация на опыте полученном во сне происходит уже после пробуждения – в бодрствующем состоянии. 

 Несколько другой подход обозначает Сарасвати. В своих комментариях он развивает тему осознанного сновидения:
«Умом можно управлять, если развить метод сознательного сновидения и сознательного сна. … Обычно у нас сновидения бессознательны. Мы их испытываем, но не являемся свидетелем этого процесса. Контроль над сновидением отсутствует. В методе, который рекомендуется здесь, последователь имеет возможность входить в них сознательно и управлять ими. Мы можем управлять своими намерениями путем контроля намерений на сознательном, подсознательном и бессознательном уровне. В данном процессе контролируются не только сознательные действия и интеллект, но и подсознательные действия. В течение сознательного сновидения вы не слышите что-либо извне. В сознательном сне вы продолжаете бодрствовать, как бы читая при этом «книгу сна». В этих двух состояниях содержание сознания может быть опорой, на которой ум может концентрироваться. Этот метод предназначен только для людей, которые духовно развиты». 

Сутра 39. Ятхабхимата-дхьянад ва (Или же очищение и устойчивость сознания может быть достигнуты через сосредоточение на том, что приятно и привлекает). 

 Здесь дается полная свобода выбора объекта медитации. Главное, что бы этот объект привлекал самого медитирующего. 

 Так, Вьяса: «Йогину следует созерцать именно то, что ему приятно. Достигнув стабильности сознания в этом случае, он достигает стабильности и в других случаях». 

 Сарасвати поясняет: «Какой объект берется для дхьяны несущественно. Это может быть крест или свастика, некий кумир или просто АУМ, лишь бы он был приятен (абхимата). Последователю следует выбирать тот объект, на котором он в состоянии концентрировать свой ум». 

Сутра 40: Параману-парама-махаттванто'сья ваши-кара (Могущество йогина распространяется на все – от атома до величайших объектов). 

 Вьяса: «Сознание йогина, проникающее в «тонкий» объект, обретает состояние стабильности, распространяющееся на все мельчайшее вплоть до атома. Сознание, проникающее в «грубый» объект, достигает стабильности, распространяющейся на все крупное вплоть до величайших по размеру объектов. Таким образом, отсутствие препятствия для сознания, функционирующего между двумя этими пределами, и есть высшее могущество. Сознание йогина, достигшее такого могущества, более не нуждается в очищении как следствии практики». 



Видео уроки по йоге111 и другим системам - доступны в магазине сайта, в разделе Видеоуроки. Полный обзор видео http://yoga111.yoga-namedni.ru/videotutorials. В магазине вы также можете приобрести книги по йоге, психологии и саморазвитию.


 Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры с 30-32 первой главы       На сообщения       Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры с 41-49 первой главы




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Йога сутры, комментарии и современность
Школы йоги - как индивидуальный стиль вашей практики
Препятствия на пути
Наули крийя

вложить деньги в интернете
Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

2 комментария:

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены