Пользовательский поиск

суббота, 27 мая 2017 г.

Комментарии к Йога сутрам Патанджали. Вторая глава. Сутры 1-2.

Продолжаем разбор комментариев на Йога сутры Патанджали.

Глава вторая. САДХАНА ПАДА (55 сутр).



 Ну что же, собственно мы и подошли к самому интересному, практике йоги. И так, по разделам мы можем выделить следующие темы: 

 В сутрах 1-2 эти средства определяются как йога действия (крия йога). Она включает три взаимодополняющих способа: подвижничество, самообучение и упование на Ишвару: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 1-2. 

 Далее, в сутрах 3-9 перечисляются пять базовых клеш (аффектов) и рассматривается их сущность: неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 3-9. 

 В 10 и 11 сутрах излагается проблема устранения клеш в их тонкой и грубой формах. Клеши – это корень скрытой потенции кармы. В 12-13 сутрах рассматриваются проявления кармы в видимых и невидимых формах рождения. Сутра 14 посвящена следствиям связи скрытой потенции кармы с добродетелью и пороком: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 10-14. 

 В сутрах 15-24 излагаются сущность страдания, его причина, определяется, что такое освобождение от страдания, и указывается способ, которым это избавление достигается: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 15-24. 

 В сутрах 25-28 рассматривается концепция освобождения ("высшего избавления"): Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 25-28. 

 Сутры 29-34 целиком посвящены конкретному рассмотрению вспомогательных средств йоги – соблюдению моральных норм, религиозных предписаний, самоочищению и т.п.: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 29-34. 

 В сутрах 35-45 лаконично описываются "совершенные способности", которые йогин обретает в результате практики самоконтроля во всех его видах и соблюдения религиозных предписаний: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 35-45. 

 В сутрах 46-48 рассматриваются асаны: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 46-48. 

 Сутры 49-53 посвящены йогической практики регуляция процесса дыхания – пранаяма: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 49-53. 

 И наконец, вторую главу завершают сутры 54 и 55, в которых определяется подчинение чувств – пратьяхара: Йога сутра Патанджали. Глава вторая. Сутры 54-55 




Сутра 1. Тапа-свадхьяйешвара-пранидханани крийя-йога (Тапас (подвижничество), свадхьяя (изучение и самоизучение) и упование на Ишвару есть крийя -йога). 

 По мнению Вьясы «не может осуществить йогу тот, кто не предается подвижничеству. Нечистота сознания, окрашенного не имеющей начала бессознательной предрасположенностью к деятельности и аффектам, эта нечистота, на которую наброшена сеть образов чувственных объектов, не может быть устранена помимо подвижничества. И в этом устранении состоит польза подвижничества. Такое подвижничество, не препятствующее чистоте сознания, полагается тем средством, к которому и должен прибегнуть йогин». 

 Под изучением имеется ввиду повторение очистительных мантр – первослога АУМ и других, а также изучение шастр (писаний), трактующих об освобождении. 

 Упование на Ишвару - это жертвенное посвящение всех действий Высшему Учителю или же полный отказ от плодов подобных действий. 

 Вот что пишет Вивекананда по поводу изучения: «Книг бесконечно много, а время коротко; поэтому секрет приобретения знаний заключается в том, чтобы брать существенное. Выбирайте его и затем старайтесь жить согласно с ним. … Вся эта умственная гимнастика вначале необходима. Мы не должны ни к чему приступать слепо, Йог прошел период доказательств и пришел к заключению, непоколебимому, как скала. Единственно, что он стремится теперь сделать, – это усилить заключение. Он говорит: не доказывайте никому правоту ваших убеждений, а если кто-нибудь будет стараться разубедить вас, молчите. Не отвечайте ни на какие убеждения, но просто уходите, потому что диспуты только беспокоят сознание. Они только служат к упражнению разума; к чему же напрасно беспокоить его? Разум не более как слабое орудие и может дать нам только знание, ограниченное чувствами. Йог хочет идти за пределы чувств, поэтому разум ему не нужен. Он уже убежден и потому молчит и не спорит. Всякий спор нарушает равновесие его сознания, производит волнение Читты; а это волнение тянет его назад. Аргументация и рассуждения служат только препятствием; над ними есть гораздо более высокие вещи. Назначение жизни не в школьнических схватках и общественных словопрениях». 

 Он же комментирует «упование на Ишвару»: «Посвящать плоды труда Богу» – значит не принимать на себя ни похвал, ни порицания, но относить те и другие к Богу и сохранять спокойствие». 

 С другой стороны, заметно отличаются комментарии Сарасвати, который полагает, что именно в этой сутре Патанджали подразумевает тапас, свадхьяю и Ишвара пранидхану в более широком смысле. Он разъясняется смысл подвижничества (тапаса) этой сутры таким образом: «В этой же сутре слово «тапас» используется не в смысле аскетизма или искупления, а в смысле генерирования некоего вида жара. Этот жар может генерироваться пранаямой, хатха йогой, мудрами и бандхами, концентрацией ума, брахмачарьей или ахимсой. Это не только физическое тепло, это в то же время жар праны, ментальный жар, духовный жар. Он имеет психическую природу. 

 Когда вы хотите избавиться от плохой привычки, чем больше желание ликвидировать ее, тем более сильной она становится. Когда вы отбрасываете ее в бодрствующем состоянии, она приходит в снах. Если остановить ее в снах, она будет проявлять себя в вашем поведении, иначе она будет порождать болезнь. Эта особая привычка должна быть разрушена в ее психическом корне, не только на сознательном уровне. Должна быть также ликвидирована самскара или комплекс. Для этого требуется некоторый вид психической активности, такой, как пранаяма или ахимса, который искоренит ее даже из слоев подсознания. Слово «тапас» следует понимать в этом смысле». 

 Он же: «Слово «свадхьяя» также нуждается в пояснении. Этимологически оно означает самоанализ или самоизучение, но, кроме этого, оно используется и в смысле изучения писаний, таких как Бхагавадгита или Библия. В данной же сутре слово имеет несколько другое значение. Здесь оно означает попытку воспринимать свою собственную самость в различных перспективах. Когда вы смотрите в зеркале на свой нос или зубы, это называется адхьяя вашего собственного лица, т. е. детальное изучение. Точно также свадхьяя означает детальное изучение вашей собственной самости, которое представляет собой изучение целостной структуры вашей личности, включающей психический, ментальный, эмоциональный и духовный аспекты». 

 По своему Сарасвати комментирует и Ишвара пранидхану: «Аналогичная ситуация с Ишвара пранидханой. Обычно она означает вверение себя Богу, но здесь она означает размещение себя полностью в самом глубоком осознании, т. е. полное помещение вашего сознания во внутреннем осознании или слияние с ним. Ишвара — это внутреннее осознание. Это не личная самость, находящаяся где-то вовне. Она внутри нас, и в крийя йоге у вас есть крийя, в которой ум отдается полностью в распоряжение внутренней самости». 

Сутра 2. Самадхи-бхаванартха клеша-тану-каранартхаш ча (Крийя йога практикуется с целью развития сосредоточения (самадхи) и для утончения «клеш» (аффектов, причин омрачений)). 

 В своих комментариях Островская и Рудой поясняют, что цель крийя йоги – это развитие сосредоточения и ослабление аффектов. «Аффекты уподобляются семенам или не обмолоченным зернам; способность давать всходы (т.е. актуализация аффектов) устраняется посредством огня, или жара (т.е. Знания – prasamkhyana). «Тонкая» мудрость – постижение абсолютного различия между саттвой и Пурушей – не связана с аффектами и исчезает по исчерпании своей функции». 



Видео уроки по йоге111 и другим системам - доступны в магазине сайта, в разделе Видеоуроки. Полный обзор видео http://yoga111.yoga-namedni.ru/videotutorials.


 Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры с 50-51 первой главы       На сообщения       Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры 3-9 второй главы




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Отзыв читателя на переиздание к Йога сутрам
Творчество
Асаны и хатха йога
Йога111 - современная система освоения практик йоги

вложить деньги в интернете
Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены