Пользовательский поиск

понедельник, 24 апреля 2017 г.

Йога сутры Патанджали. Глава первая. Сутры 30-32

Продолжаем разбор комментариев на Йога сутры Патанджали. В предыдущем посте мы ознакомились с темой Ишвары и его роли в достижении бессознательного сосредоточения. Далее в сутрах 30-32 рассматриваются девять препятствий, вызывающих рассеяние сознания и препятствующих сосредоточению.


Сутра 30: Вьядхи-стьяна-саншая-прамадаласьявирати-бхранти-даршаналабдха-бхумикатванава-стхитатвани читта-викшепас те'нтарая (Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения какой-либо степени сосредоточения, отсутствие стабильности при сосредоточении – это препятствия на пути йоги). 

 Как пишет в своих комментариях Вьяса: «Насчитывается девять препятствий, вызывающих рассеяние сознания. Они возникают одновременно с деятельностью сознания. При отсутствии этой деятельности они также отсутствуют. 

 1. Болезнь – нарушение равновесия гуморов телесных секреций или внутренних органов. В индийской медицинской традиции это vayu (воздух, или ветер), pitta (желчь) и kapha (флегма или слизь), равновесие которых поддерживает жизнедеятельность организма. Любое нарушение их равновесия (vaishamya) приводит к заболеванию.
2. Апатия – неспособность сознания к функционированию.
3. Сомнение – вид познавательной деятельности, затрагивающий обе стороны проблемы: "быть может, это так", "быть может, это не так".
4. Невнимательность – то, что вызывает отсутствие интереса к средствам реализации сосредоточения.
5. Лень – бездеятельность по причине тяжести тела или сознания.
6. Невоздержание – жажда соединения с чувственным объектом.
7. Ложное восприятие – ошибочное знание.
8. Неспособность достижения какой-либо ступени – недостижение соответствующей ступени сосредоточения.
9. Отсутствие стабильности – неспособность сознания зафиксировать себя на достигнутой ступени, ибо только при обретении сосредоточения оно может быть устойчивым.
Таким образом, эти отвлечения сознания и называются девятью загрязнениями йоги, врагами йоги, препятствием йоги». 

 Интересен и комментарий Сарасвати: «Следует также заметить, что эти помехи не есть нечто отличное от сознания; они являются его частью. Они представляют собой определенные точки в рамках потока сознания. Искреннему духовному последователю следует осознать, что в течение курса рекомендуемой практики эти помехи обязательно придут. 

 В то или иное время приходят недомогания; обычно это расстройства желудка, но могут быть и такие, которые связаны с работой мозга или других органов. Из учения о секреции желез известно, что когда сознание вовлекается внутрь, метаболизм и другие функции тела изменяются и модифицируются. Когда вы сидите, чтобы медитировать, иногда вы засыпаете. Таким же образом, когда садхана практикуется в течение длительного времени, иногда наступает состояние ошибочного восприятия. 

 Часто наблюдается, что духовный последователь становится беззаботным по отношению к своей личной жизни, семейным обязанностям и другим обязательствам. В его уме может возникнуть сомнение в правильности определенного вида садханы или в том, что он вообще достигнет цели. Сомнение здесь — обязательный элемент». 

Сутра 31: Дукха-дауранасьянгам-эджаятва-шваса-прашваса викшепа-сахабхува (Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеянным состояниям сознания). 

 Вьяса поясняет: «Страдание бывает трех видов: вызываемое внутренними причинами, вызываемое другими существами и вызываемое сверхъестественными причинами. Страдание – это то, от чего живые существа стремятся избавиться, когда оно их поражает. 

 Уныние есть нарушение ментальных функций вследствие препятствия реализации желания. 

 Дрожь в теле – когда части тела дрожат, то есть сотрясаются. 

 Вдох есть жизненное дыхание, при котором вдыхается внешний воздух. Выдох – когда выходит воздух, находящийся внутри тела. 

 Все эти явления сопутствуют рассеянным состояниям сознания, то есть они бывают лишь при рассеянных состояниях сознания и отсутствуют при сконцентрированном сознании». 

 Вот как поясняет Загуменнов: «Страдание вызывается собственной природой человека, другими существами, влиянием небесных тел и т.д. Уныние (даурманасья) – подавленность, депрессия, вызываемая неосуществленными желаниями. Состояние психики отражается на состоянии тела и имеет тесную связь с дыханием. Глубокая концентрация ума сопровождается замедлением дыхания вплоть до его прекращения, в обычном же состоянии дыхание совершается нормально или оно расстроено. Описанные явления связаны с рассеянным, неуравновешенным умом (викшипта-читта) и отсутствуют, если ум сосредоточен (самахита-читта)». 

 А вот мнение Сарасвати: «Сутра говорит нам, что если в процессе садханы имеет место боль, или ментальная угнетенность, или дрожь в теле, или неритмичное дыхание, вы можете быть уверены, что читта претерпевает состояние отвлечения». 

 Здесь некоторые комментаторы напоминают, что согласно Патанджали упование на Ишвару и практика джапы на священный слог АУМ устраняют любое препятствие на пути йога. 

Сутра 32: Тат-пратишедхартхам эка-таттвабхьяса (Для удаления всех помех должна выполняться практика концентрации на одной сущности). 

 Это достаточно важная сутра. 

 Читаем Вьясу: «Для устранения рассеянных состояний сознания пусть йогин практикует работу с сознанием, "опирающимся" на одну отдельную сущность». 

 Загуменнов: «Состояние несосредоточенности, противоположное состоянию концентрации, может быть устранено упражнением и бесстрастием. Здесь говорится об объекте упражнения. Им должно быть "нечто одно" (экататтва), что именно – об этом существуют разные мнения: ишвара, одна из категорий (таттва) системы санкхья и т. д.». 

 Вивекананда: «Принуждением сознания удерживать форму одного предмета в течение некоторого времени эти препятствия уничтожаются». 

 Раммурти Мишра: «Чтобы преодолеть эти препятствия, надо медитировать на единый принцип, держаться за «Я есмь». 

 Сарасвати: «Метод включает в себя концентрацию ума на одной единственной таттве. Мы должны понимать, что это значит. Если вы практикуете мантру, это должна быть одна мантра. Если вы практикуете дхьяну, она должна выполняться на одном символе. Те, кто занимается медитацией, постоянно меняя методы, техники и символы, будет страдать от помех. Те, кто серьезно относится к осознанию, к достижению более глубокой стадии сознания, должны ясно понять эту сутру. Не следует менять символы медитации, потому что процесс медитации является только основанием для сознания, чтобы идти глубже и глубже. Если основание снова и снова меняется, наступает путаница. 

 Именно поэтому в этой сутре Патанджали делает ударение на одном виде садханы. Если вы постоянно меняете ее, будьте уверены, что вы потерпите неудачу. Мы замечаем, что это действительно происходит в тех сектах, где упор делается на достаточно разнообразные символы. Например, в индусской садхане, известной как тантра, игнорируется принцип эка-таттва-бьясах и используется много символов, и там мы находим, что в результате такой практики многие страдают. Подобная ситуация сложилась и с некоторыми видами садханы в древнем буддизме, который так и не достиг своего расцвета из-за того недостатка, что для концентрации использовалось много символов. Это правило постоянства родилось в уме действительных гуру; они не меняют мантру, однажды данную ученику, даже если она была дана другим гуру. Если мантра меняется, в уме ученика может наступить путаница. Мудрый гуру никогда не позволит появиться путанице. Он дает мантру не просто по желанию ученика, а в соответствии с его способностями. 

 В действительности нет разницы между различными символами. Можно быть преданным божеству Ганеше, или Шиве, Кали и т.д., но если объект почитания меняется после того, как выбран один из символов, обязательно появится путаница. Лучший способ избежать эту путаницу — это придерживаться одного символа, эка-таттва-бхьясы. Помехи могут быть удалены с пути последователя, только когда он не позволяет своему уму работать как попало и фиксирует его на одной единственной таттве». 






 Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры с 23-29 первой главы       На сообщения       Йога сутры Патанджали. Глава первая. Сутры 33-40




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Отзыв читателя на переиздание к Йога сутрам
Творчество
Асаны и хатха йога
Наули крийя


Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены