Пользовательский поиск

воскресенье, 16 апреля 2017 г.

Йога сутра Патанджали. Глава первая. Сутры 23-29

Продолжаем разбор комментариев на Йога сутры Патанджали В сутрах с 23 по 29 вводится тема Ишвары и его роль в достижении бессознательного сосредоточения:



Сутра 23: Ишвара-пранидханад ва (Или же асампраджнята самадхи может быть достигнуто преданностью Ишваре). 

 Вьяса: «Вследствие упования, то есть особой формы бхакти, или безраздельной любви, Ишвара склоняется к йогину, он благоволит к нему по причине одного лишь страстного стремления йогина к божеству. 

 Также и у йогина вследствие страстного стремления к Ишваре достижение сосредоточения и его плода становится наиболее близким.» 

 Переводчики комментариев Вьясы поясняют: «Как видно из этого комментария Вьясы, здесь в явной форме присутствует идея ishta-devata (желанного бога), получившая полное развитие в тантрических системах средневековой Индии. В данном случае обращение адепта к Ишваре служит непременным условием реализации высшей цели йоги, т.е. достижения освобождения». 

 Однако, Свами Сарасвати пишет, что: «Слово «ва» в этой сутре указывает на то, что метод, описанный здесь, не является обязательным». 

 По поводу того, как можно достичь самадхи с помощью Ишвары, Раммурти Мишра полагает, что: «Совершенство несомненно достигается путем направления силы внимания (читты) на Ишвару, Сагуна-брахман, посредством самоотдачи и отождествления со свойствами Ишвары. Читте присуща способность объединяться и отождествляться. Благодаря способности объединяться она соединяется с объектом, а посредством отождествления она включает в себя все свойства объектов и становится этими объектами. Такое тождество невозможно без полного отказа от собственной личности, которая является вместилищем эго, гордости, похоти и желания. Благодаря медитации на Ишвару с предельной преданностью, любовью и знанием, "я" возвышается и субстанция разума медитирующего просветляется в свете Ишвары». 

 Однако опять же таки, здесь Свами Сарасвати поясняет: «Эта сутра по-разному объясняется разными авторами. Например, говорится, что значение этой сутры заключается в том, что самадхи можно получить путем отдачи себя на милость Богу. Или говорится, что самадхи достигается с помощью фиксирования ума на Господе. Некоторые говорят, что это осознание, которое должно быть помещено в Бога. Но чтобы правильно понять сутру, нам необходимо иметь ясную идею Бога. В разных религиях это слово используется по-разному. В некоторых религиях верят в личного бога, другие рассматривают Его как правителя или создателя вселенной. Некоторые люди считают, что Бог не существует и есть только всемирное сознание. В этой связи мы должны заметить, что философия йоги это ответвление санкхьи, которая является атеистической доктриной. Подобным образом идея Бога отсутствует в буддизме. Отчетливо осознавая, что идея Бога не вполне подходит к атеизму санкхьи, Патанджали должен был внести эту идею в свою сутру, поскольку считал, что принципиальное назначение его йоги — дать практический путь жизни, на котором у каждого была бы возможность иметь прогресс в духовном развитии в соответствии со своими убеждениями, ограничениями и предположениями. Он вполне осознавал, что духовному учителю не следует навязывать свой личный опыт тогда, когда дает наставления начинающему, и поэтому он должен был найти возможность включения в свою философию идеи Бога, хотя он сам мог быть атеистом». 

 Именно поэтому в следующей сутре Патанджали поясняет, что он подразумевает под Ишварой. 

Сутра 24: Клеша-карма-випакашаир апарамришта пуруша-вишеша ишвара(Ишвара - это особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, ее созреванием и скрытыми "следами"). 

 Вьяса: «Аффекты – это неведение и прочее. Карма – благие и неблагие действия. Созревание – их плод. Скрытые следы – бессознательные впечатления, оставляемые такими действиями. И все они, существуя лишь в сознании, приписываются Пуруше, ибо он и есть тот, кто наслаждается их плодом. Это подобно тому, как победа или поражение, зависящее от участников битвы, приписываются их господину. Тот же, кто не затронут таким опытом, и есть Ишвара, то есть особый Пуруша… …. Он – всегда Ишвара, всегда освобожденный. И это Его высшее могущество не имеет ничего равного себе или превосходящего». 

Сутра 25: Татра ниратишаям сарва-джнятва-биджам (Семя всезнания в Ишваре не имеет себе равных). 

 Вьяса: «Сверхчувственное познание прошлого, будущего или настоящего по отдельности или вместе, которое развито в меньшей или большей степени, и есть семя всезнания. Тот, в ком это семя, непрерывно увеличиваясь, не может быть превзойдено, называется всезнающим.

 Существует достижение высшего предела для семени всезнания, поскольку в нем различаются последовательные ступени увеличения, как в случае последовательного увеличения размера. Тот, в ком реализуется обладание высшим пределом знания, есть Всезнающий. Он – особый Пуруша». 

Сутра 26: Са пурвешамам апи гуру каленанаваччхедат (Ишвара неподвластен времени и является учителем всех учителей).

 Здесь иногда комментаторы добавляют, что Ишвара является учителем всех гуру - не только прошлого, но и будущего. 



Сутра 27: Тасья вачака пранава (Символ Ишвары – это священный слог ОМ (АУМ).

 Вьяса: «Ишвара – то, что обозначается священным слогом ОМ. Эта связь обозначающего с обозначаемым неизменна, а условное соглашение относительно обозначения Ишвары и представляет такое неизменное отношение. Йогин, постигший связь обозначаемого и обозначающего, с необходимостью практикует». 

 Свами Вивекананда: «Есть сотни слов для обозначения Бога. Идея «Бог» связана с сотнею слов, и каждое из них признается символом Бога. Но должно быть обобщение всех этих слов, некоторый субстрат, некоторое общее основание всех этих символов; и тот символ, который есть общий символ, будет наилучшим и действительным символом всех. Произнося слово, мы употребляем гортань и небо как резонатор. Есть ли какой-нибудь основной звук, наиболее натуральный? Такой звук есть ОМ (АУМ) – основание всех звуков. Первый звук "А" коренной звук, ключ, произносимый без прикосновения какой-нибудь части языка или неба; "М", будучи произносим закрытыми губами, представляет последний звук в серии, и "У" катится от самого корня к концу резонатора рта. Таким образом, ОМ представляет собою целое явление производства звука. Как таковой он должен быть естественным символом, основанием всех различных звуков. Он обозначает целый ряд и возможность всех слов, которые могут быть образованы. Независимо от этих соображений мы видим, что на этом слове ОМ сходятся все религиозные идеи Индии; все различные религиозные идеи Вед собраны вокруг этого слова ОМ». 

 Раммурти Мишра: «Ом (АУМ) состоит из трех букв. Этот слог представляет собой три звука: а, у, м. "А" символизирует проявление, "у" – поддержание, "м" – растворение Вселенной. 

 Вселенная последовательно проходит через стадии эволюции, поддержания, инволюции. Поэтому Ишвара называется Ом, – ведь Он ответствен за все эти три цикла». 

Сутра 28: Тадж-джапас тад-артха-бхаванам (Йогин, постигший связь священного слова АУМ и Ишвары, практикует его проговаривание - джапу).

 Предполагается, что йогин, постигший связь священного слова ОМ (АУМ) и Ишвары, практикует его проговаривание (здесь имеет ввиду рецитация – джапа) и при этом сосредоточивается на его значении (т.е. на Ишваре). 

 Вьяса: «У йогина, постоянно повторяющего священный слог ОМ и сосредоточенного на его объекте, сознание становится сконцентрированным в одной точке. В этой связи было сказано: "Благодаря рецитации мантр пусть он пребывает в йоге, посредством йоги пусть он созерцает мантру, ибо при достижении совершенства в рецитации мантр и в йоге сияет Высший Атман». 

 Свами Сарасвати: «Патанджали говорит, что на фоне повторения мантры АУМ должно созерцаться ее значение. В целом это представляет новый подход, называемый подходом бхакти. Он обеспечивает опору для медитации в форме АУМ вместо того, чтобы предлагать сразу медитировать прямо на бесформенной вещи. 

 Путем постоянного повторения слова АУМ и дхьяны на его значении медитация становится полной. Джапа и медитация должны идти вместе. Патанджали рекомендует, что во время выполнения джапы АУМ ученику следует осознать джапу и поместить ум в понимание ее значения. Для этого нам необходимо понимать смысл АУМа. Такое ясное толкование мантры мы находим в Мандукья упанишаде. Содержанием мантры являются составляющие высшего сознания космического бытия. Слово АУМ состоит из трех букв или слогов: «А», «У», «М». Слог «А» должен пониматься в отношении [сознательного ума], мира чувств, тела, удовольствия от объектов и вишва пуруши. Слог «У» следует понимать в отношении подсознательного ума, субъективных удовольствий или состояния пуруши тайджас. Аналогично слог «М» должен пониматься в отношении бессознательного, вне-разума, не-наслаждения, или состояния пуруши праджня. Именно таков взгляд Мандукья упанишады. Он предполагает, что слоги АУМа необходимо понимать в отношении к определенным состояниям сознания. Таким путем ученик выходит за пределы трех состояний проявленного сознания и, в конце концов, достигает четвертого состояния, называемого турья, — состояния, которое есть не проявленное, неслышимое и невыразимое состояние пуруши». 

Сутра 29: Тата пратьяк-четанадхигамо'пьяантараябхаваш ча (Практика упования на Ишвару направляет сознание во внутрь и устраняет препятствия).

 Описанная выше садхана (практика) «Ишвара пранидхана» (т.е. «упования на Ишвару») устраняет любое препятствие и способствует постижению йогином того факта, что он сам также есть Пуруша.

 Вьяса: «Какие бы то ни были препятствия – болезни и прочее, – все они перестают существовать вследствие упования на Ишвару; у йогина возникает также видение собственной сущности. Подобно тому, как Ишвара есть чистый Пуруша, ничем не замутненный, абсолютно обособленный, лишенный бытийных характеристик, этот йогин приходит к пониманию, что он также есть Пуруша, отражающий содержание буддхи». 



Видео уроки по йоге111 и другим системам - доступны в магазине сайта, в разделе Видеоуроки. Полный обзор видео http://yoga111.yoga-namedni.ru/videotutorials. А также вы можете приобрести музыку для занятий.


 Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры 18-22 первой главы       На сообщения       Йога сутры Патанджали. Глава первая. Сутры 30-32




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Комментарии к Йога сутрам Патанджали
Йога сутры, комментарии и современность
Страна в асане. Как жилось йогам в Советском Союзе
Бхагавад гита

Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены