Пользовательский поиск

воскресенье, 9 апреля 2017 г.

Йога сутра Патанджали. Глава первая. Сутры 18-22

Продолжаем разбор комментариев на Йога сутры Патанджали. В сутрах с 18 по 23 рассматривается природа бессознательного сосредоточения и о методе его достижения.


Сутра 18: Вирама-пратьяйабхьяса-пурва санскара-шешо'нья (Асампраджнята - бессознательное сосредоточение – это остановка сознания, при которой прекращается вся его деятельность и остаются лишь бессознательные формирующие факторы - санскары). 

 Как пишет Вьяса: «Метод его достижения – высшее бесстрастие, ибо практика работы с объектом как опорой сознания не может служить средством его реализации. 

 Опорой бессознательного сосредоточения становится причина остановки деятельности сознания, не имеющая предметной реальности. При таком сосредоточении объект отсутствует. Состояние сознания, которому предшествует такая практика, лишается опоры, как если бы оно было наделено несуществованием. Так возникает это «лишенное семени» сосредоточение, называемое асампраджнята». 

 Это интересный момент – «лишенное семени» - нирбиджа. Следует отметить, что большинство переводчиков и комментаторов, в частности Б.Загуменнов, Раммурти Мишра и другие, полагают, что нирбиджа и асампряджнята самадхи – это вообщем то одно и то же. 

 Однако, вот что пишет Сарасвати по этому поводу: «В отношении этого вида самадхи существует одна неправильная концепция, созданная интеллектуалами. Нам следует четко понимать, что всякое углубление сампраджнята самадхи сопряжено с состоянием асампраджнята самадхи и что последняя не есть нирбиджа самадхи. Асампраджнята самадхи принадлежит к категории сабиджа самадхи. Нирбиджа самадхи является самым высоким типом, и поэтому обе: и сампраджнята, и асампраджнята — есть разновидности сабиджа самадхи. 

 Когда духовный последователь выходит из области дхьяны и входит в самадхи, это особое состояние известно как витарка сампраджнята. Если совершенствоваться в ней, далее следует асампраджнята. Следующая стадия — это вичара сампраджнята, за которой снова следует асампраджнята. Подобное происходит и с ананда и асмита самадхи. Асмита сампраджнята самадхи в конечном итоге достигает вершины в нирбиджа самадхи». 

 Далее он пишет: «Наше сознание имеет нечто, на чем оно пребывает в течение концентрации. Эта поддержка, которая может быть символом или определенной идеей, грубой или тонкой, и называется пратьяей. Когда вы медитируете на АУМ, форма АУМа для ума является пратьяей. Аналогично и с другими символами. Иногда утверждается, что необходимо отсутствие символа, так как высшее бытие бесформенно. Но это только одна из разновидностей теологической и философской путаницы, созданной интеллектуалами. Действительно Бог, или высшее бытие, не имеет формы или образа, но в течение процесса медитации последователь должен иметь нечто, на чем его ум может покоиться. В асампраджнята самадхи нет осознания какого-либо символа. Это называется вирама пратьяя — прекращение осознавания символа. Но простое отсутствие символа не означает, что это асампраджнята. В асампраджняте за этим прекращением осознавания символа следует некое динамическое состояние сознания. Это состояние лайя, которое приходит между витаркой и вичарой, вичарой и анандой и т.д., не свободно от самскар. Здесь сознание не статично, хотя символ и отсутствует. В самом протекании состояния лайя существует скрытый динамизм, называемый самскара. Когда самскара полностью заканчивается, сознание совершенно прекращается. Это состояние есть нирбиджа, потому что нет более необходимости в сознании. Таким образом, асампраджнята обладает двумя определенными характеристиками: первая — отбрасывание пратьяи и вторая — присутствие самскары. 

 Этому состоянию предшествует практика. Практика включает состояние витарки, вичары и т. д. В витарка самадхи последователь сознателен к какому-либо объекту без осознавания чего-либо еще. Когда эта практика продолжительна, осознание этого символа — пратьяя также прекращается и это есть состояние лайя. Из этого состояния лайи последователь или восходит к следующему более высокому состоянию, или может возвратиться снова в состояние осознавания символа. Может даже случиться, что он вернется в состояние дхьяны или дхараны. Состояние асампраджняты похоже на состояние ниродхи. Из него можно или подняться в более глубокое состояние сознания, или вернуться назад в более грубое состояние. Это очень важно». 

 Необходимо прояснить заблуждение, распространенное среди ученых, которые не практикуют самадхи, а рассматривают его интеллектуально. Заблуждение заключается в убеждении, что самадхи наступает, когда объектное осознание или осознание самскары в конце концов отбрасывается. В действительности это не совсем так. Сознание объекта не исчезает совершенно; оно только меняет слои нашего прошлого опыта. Обычное восприятие символа происходит сквозь эти слои, но когда посредством практики они растворяются, объект может быть виден совершенно ясно. 

 Вот что происходит, когда ученик следует от витарки к вичаре и т. д. В дхаране объект появляется в виде некоего сформированного образца грубого сознания (т.е. воспринимающее с помощью органов чувств). В дхьяне существует образец сконцентрированного сознания. В витарка-самадхи — образец сознания за пределами ментальности, в вичаре — образец созерцательного сознания (т.е. содержанием которого являются объекты, не воспринимаемые с помощью органов чувств), в ананде — это образец осознания блаженства и т. д., но пратьяя сохраняется до конца. Она отбрасывается только кратковременно; тогда она называется вирама пратьяя. В асампраджнята самадхи пратьяя или осознание символа отбрасывается, но отсутствие содержания сознания очень кратковременно. Оно опять самовосстанавливается, но не в прежнем качестве. Состояние осознания теперь может быть либо тоньше, либо грубее. Асампраджнята самадхи — это не непрерывное состояние. Это только промежуточное состояние, в котором сознание пытается выйти за свои пределы и перейти на другой план. Это подобно тому, как человек выходит из машины и садится в самолет». 

Сутра 19: Бхава-пратьяйо видеха-пракрити-лайянам (Бестелесные и растворенные в пракритти сразу достигают асампраджнята самадхи). 

 Эта сутра не является исключением по смысловому различию переводов и комментариев. Так, Вивекананда интерпретирует ее как «Самадхи, не сопровождаемое крайним отречением, становится причиною новых явлений богов и тех, которые слились с природой».
Вьяса: «Бессознательное сосредоточение, обусловленное существованием, бывает у бестелесных и растворенных в первопричине существ». Как обычно близкое толкование дает и Зугуменнов: «У существ бестелесных и слившихся-с-природой средство достижения самадхи – бытие (бхава-пратьяя)».
Раммурти Мишра: «Те, кто поглощены анализом пракрити, Верховной Природы, и ее сил, трансцендируют физическое и материальное существование и достигают состояния концентрации, которое исключает сознание объектов. Это состояние называется бхавапратьяя-самадхи». 

 Различия в комментария касаются и того, кто может достигать самадхи от рождения. Некоторые авторы полагают, что это особые существа «боги и те, которые слились с природой». Некоторые считают, что люди так же могут получить такую способность от рождения. Вот, например, Сарасвати пишет: «Мы встречаем людей, которые очень просто достигают самадхи, ничего не практикуя. Это происходит, потому что во время рождения у них сохранились соответствующие следы их прошлой кармы». Т.К.В.Десикачар: «Неизбежно, из-за того что нас в мире многие миллионы, будут такие, которые родятся в состоянии йоги. Им не нужны упражнения или самодисциплина. Но такие люди редкость и им не следует завидовать. В действительности, некоторые из них могут не устоять перед влиянием мирских искушений и потерять свои врожденные способности».

Сутра 20: Шраддхавирья-смрити-самадхи-праджня-пурвака итарешам (У остальных достижению асампраджнята-самадхи предшествуют вера, энергичность, память, сосредоточение и различающая мудрость). 

 Вот что пишет Вьяса: «Для йогинов условием достижения бессознательного сосредоточения является метод. Вера есть ментальная ясность, ибо она защищает йогина, словно заботливая мать. У обладающего такой верой и ставящего своей целью обретение способности различения возникает энергия. При возрастании энергии у него появляется способность памятования [то есть устойчивое удержание объекта в памяти]. При наличии памятования сознание достигает невозмутимости и становится сконцентрированным. У того, кто обладает сконцентрированным сознанием, возникает различающая мудрость, с помощью которой он познает истинную природу вещей. Благодаря применению этих средств и бесстрастию как полагаемой цели и возникает бессознательное сосредоточение». 

 Сарасвати комментирует: «Слово «вера», возможно, не очень корректный перевод слова «шраддха». Вера обычно слепа, убеждение всегда прочно, но с шраддхой дело обстоит иначе. Она отличается от простой веры. Шраддха появляется только после того, как произойдет проблеск истины». Он же: «Третий фактор — это память. В действительности «смрити» означает дхьяну, в которой последователь удерживает в памяти символ. Посредством смрити мы можем привнести в сознательную область осознание самого сознания».. 

Сутра 21: Тивра-санвеганам асанна (Имеющие сильное побуждение, достигают асампраджнята самадхи очень скоро). 

 Здесь в общем то, варианты переводов касаются главным образом слова «санвега» (или вариант транскрипции: «самвега») - «наивысшая энергия», «побуждение», «очень интенсивное усилие», «горячие желание» и т.п. 

Сутра 22: Мриду-мадхьядхиматратват тато'пи вишеша (Быстрота достижения асампраджнята самадхи, обусловлена степенью рвения, которая может быть слабой, средней и сильной). 

 Вьяса: «Существует слабая форма сильной устремленности, умеренная форма сильной устремленности и интенсивная форма сильной устремленности. Поэтому даже среди йогинов, наделенных сильной устремленностью, также есть различие. В силу такого различия достижение сосредоточения и плода сосредоточения весьма близко для йогина, обладающего слабой формой сильной устремленности, еще ближе оно для йогина, обладающего средней формой сильной устремленности, но наиболее близко оно для того йогина, который наделен интенсивной формой сильной устремленности и следует интенсивному методу». 




 Страна в асане. Как жилось йогам в Советском Союзе       На сообщения       Йога сутра Патанджали. Глава первая. Сутры 23-29




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Крийя йога
Йога сутры и современность Часть 3
Отзыв читателя на переиздание к Йога сутрам
Время в квантовой физике и философии


Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены