Пользовательский поиск

четверг, 2 марта 2017 г.

Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры с 5-11 первой главы

Продолжаем обзор комментариев на Йога сутры Патанджали.


Сутра 5: Вриттайя паньчатайя клишта аклишташча (Всего существует пять проявлений читты. И каждое из них может быть «загрязненным» или «незагрязненным»). 

 С этой сутры начинается классификация вритти – проявлений читты. 

 И здесь большинство переводчиков пишут, что существует пять вариантов вритти. Например, перевод Фалькова: «Существуют пять типов собственных видоизменений, одни из которых неприятны, другие приятны». Кстати, второй момент – большинство переводчиков и современных комментаторов, характеризуя вритти, утверждают, что они бывает «болезненные (неприятные, приносящие страдания) и приятные». Вот как поясняет этот момент Свами Сарасвати: «Ум видит цветок; с помощью глаз он принимает форму цветка, и цветок ему нравится. Это называется аклиштой — приятным. Затем ваш ум видит раздавленное, расчлененное тело собаки, которая попала под колеса проезжающей повозки. Ваш ум смотрит через глаза, и воспринимаемое усваивается им, но оно ему не нравится. Это называется клиштой или болезненным». 

 Однако, ряд комментаторов все же полагает что, вритти все же правильно классифицируются как «связанные с заблуждением (загрязненные) и не связанные с заблуждением (незагрязненные)». Вот из Вьясы: «Те, что обусловлены аффектами и служат полем для накопления бессознательных «следов» кармы – загрязненные, а имеющие своим объектом различающее постижение и противодействующие господству трех гун – незагрязненные. Они остаются незагрязненными, даже попадая в поток загрязненного, они же – незагрязненные в промежутках загрязненного; и, наоборот, загрязненное остается загрязненным в промежутках незагрязненного. Таким образом, санскары, принадлежащие к одному и тому же виду, создаются соответствующими видами деятельности сознания, а сама деятельность – санскарами. И так колесо деятельности сознания и санскар вращается непрерывно». 

 Сутра 6: Прамана-випарьяя-викальпа-нидра-смритайя (Пять типов вритти — это истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование (фантазия, воображение), сон и память.).

 Свами Сарасвати: «Все, что вы видите, слышите, испытываете на опыте, все, что реализуется как вритти посредством ума, через чувства, классифицируется в эти пять групп. …. Они составляют «ментальную фабрику» человека. Любое ментальное состояние включается в пять типовых проявлений, видите ли вы сон или бодрствуете, смотрите или разговариваете, прикасаетесь, наносите удар или плачете; чувство это или эмоция, действие или настроение. Фактически эти пять групп включают в себя все». 

 Сутра 7: Пратьякшануманагама праманани (Истинное познание – это восприятие через органы чувств, умозаключение и авторитетное свидетельство). 

 В этой сутре различные комментарии и переводы касаются «авторитетного свидетельства». Вот, например, Вьяса: «Объект, увиденный или логически выведенный авторитетным лицом, описывается им в словах для передачи своего знания другому лицу; состояние сознания слушателя, возникающее на основе слов и имеющее объектом их значение, есть авторитетное вербальное свидетельство». 

 Однако, некоторые комментаторы полагают, что «авторитетное свидетельство» можно отнести только к знанию изложенному в святых писаниях (Ведах) или передаваемому святыми людьми. А вот перевод с комментариями Загуменнова настаивает на том, знание невозможно получить через книги и авторитетным свидетельством может быть только гуру. 

 Сутра 8: Випарьяйо митхья-джнянам атад-рупа-пратиштхам (Заблуждение - есть ложное знание, основанное не на собственной форме (или не соответствующее природе) реального объекта). 

 Заблуждение обусловлено ошибочным наблюдением или неправильной интерпретацией увиденного. Как объясняет Вьяса, «заблуждение не является источником истинного знания, потому что оно устраняется посредством истинного знания, ибо предметной областью истинного знания выступает то, что существует в действительности. В этом и обнаруживается противоположность истинного знания и заблуждения».
 
Сутра 9: Шабда-джнянанупати васту-шунйо викальпа (Воображение (фантазия, ментальное конструирование) не имеет связи с реальным объектом и основано на игре слов). 

 Как поясняет Свами Сарасвати: «Викальпа (ментальное конструирование) — это творение нашего ума. Это, тем не менее, не значит, что воображение совершенно лишено экспериментального материала. Мы берем идеи из нашего опыта и смешиваем их, чтобы сформировать новые идеи вещей, которые в действительности не существуют». 

 Сутра 10: Абхава-пратьяяаламбана вриттир нидра (Сон без сновидений – есть вритти, опирающаяся на отсутствие познавательного содержания). 

 Из пояснений Свами Сарасвати: «Глубокий сон — это вритти, в котором содержание ума отсутствует. В этом состоянии мысли и пр. есть, но они не предстоят перед умом, так что ум не видит, не ощущает, не думает, не слышит, не чувствует, т. е. нет какого-либо чувства или ментального опыта. Психологически в этом состоянии мозг не связан с умом, и мысли временно подавлены». 

 Однако, как пишет Вьяса: «И эта деятельность сознания представляет собой особый опыт, поскольку она воспроизводится в памяти после пробуждения. Как иначе можно думать: «Я спал очень хорошо»? Или, напротив: «Я спал плохо»? Такая рефлексия после пробуждения, разумеется, не была бы возможна, если бы в чувственном опыте во время сна не присутствовала бы соответствующая причина, как не было бы и воспоминаний, основывающихся на ней и имеющих ее своим объектом. 

 Поэтому сон есть специфическая деятельность сознания (читты) и при йогическом сосредоточении должен быть устранен, подобно другим формам деятельности сознания».

 Сутра 11: Анубхута-вишаясампрамоша смрити (Память – есть сохранение прошлого опыта). 

 В комментариях Вьясы: «Она, память, бывает двух видов: когда припоминаемое воображаемо и когда припоминаемое не воображаемо. Во сне припоминаемое воображаемо (имеются ввиду сновидения), в состоянии бодрствования – не воображаемо».





 Комментарии к Йога сутрам Патанджали  На сообщения  Отзыв читателя на переиздание к Йога сутрам
           



Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте

Еще статьи по теме:
Йога сутры и комментарии современных практиков Часть 3
Йога сутры, комментарии и современность
Психология и Йога
Школы йоги - как индивидуальный стиль вашей практики

Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены