Пользовательский поиск

четверг, 16 марта 2017 г.

Йога сутра Патанджали. Глава первая. Сутра 12-17

Продолжаем разбор комментариев на Йога сутры Патанджали В сутрах с 12 по 17 описывается подход к контролю над вритти через практику бесстрастия.


Сутра 12: Абхьяса-вайрагьяабхьям тан-ниродха (Их (в смысле вритти) прекращение достигается благодаря практике и освобождению от привязанностей). 

 Повторяемая и настойчивая практика называется Абхьяса. А вот насчет значения слова «Вайрагья» однозначности нет. В ряде переводов встречаются варианты: «освобождения от привязанностей», «непривязанность», «отречение», «отрешенности», «бесстрастие». 

 Свами Сарасвати пишет: «Понимание термина «вайрагья» может различаться, поскольку зависит от традиций страны, времени жизни и умственных способностей последователя. Мы можем сказать, что вайрагья — это ментальное состояние непривязанности или лишенное привязанности, т. е. это свобода от влечения (раги) и отвращения (двеши). Когда ум становится свободным от них, это состояние называется вайрагья». И далее у него же: «Мы встречаем много духовных последователей, которые пытаются концентрировать свой ум без предварительной практики абхьясы и вайрагьи, без обуздания раги и двеши. Бесполезно пытаться делать ум спокойным без предварительного удаления мешающих факторов, называемых рага и двеша, которые делают ум неустойчивым. Патанджали говорит нам, что абхьяса и вайрагья есть средства, которыми мы должны сначала овладеть, чтобы медитация проходила без затруднений». 

 В своем комментарии к этой сутре Вьяса сравнивает поток сознания с рекой, которая может течь и ко благу и ко злу. В разъяснениях Островской и Рудого отмечается, что эта «река сознания» устремляется либо к чувственным объектам, либо к различающему знанию. Влечение к чувственным объектам, к которым Вьяса относит, в частности, женщин, еду, питье и власть, должно быть заблокировано бесстрастием (непривязанностью), ибо такое влечение направляет «реку сознания» ко злу. Стремление к различающему знанию, напротив, направляет ее течение к добру, и путь этому потоку должен быть расчищен практикой различающего знания». 

 А вот что по этому поводу пишет Вивекананда: «Сознание, чтобы быть способным к отречению, должно быть чистым, добрым и разумным. Почему мы должны упражняться? Потому, что всякое действие подобно зыби на поверхности озера. Колебания прекращаются, что же остается? Санскары, впечатления. Когда большое число впечатлений остается в сознании, они соединяются в массу и становятся привычкою. Говорят: "привычка вторая натура"; это неверно; привычка – первая натура и вся натура человека; все, что мы есть, есть результат привычки. Это должно утешать нас, потому что, если все в нас только привычка, то мы можем во всякое время как создать в себе, так и уничтожить все, что хотим. Каждая из санскар, являющихся следствием колебаний, выходящих из нашего сознания, оставляет свои следы. Наш характер есть сумма таких следов, и согласно тому, какая волна преобладает, он принимает соответствующий тон. Если преобладает волна добра, он становится добрым, если слабость – слабым, если радость, – счастливым. Единственное лекарство против дурных привычек – противоположные привычки; все дурные привычки, оставившие свои впечатления, должны быть побеждаемы хорошими привычками. Характер есть сумма привычек, и только созданием новых противоположных привычек можно переделать его». 

Сутра 13: Татра стхитау ятно'бхьяса (Практика – это непрерывное усилие в стремлении контролировать вритти). 

 Островская и Рудный: «Такая практика определяется как непрерывное усилие, энергичность, упорство в желании обрести состояние устойчивости и подкреплена соответствующим образом жизнедеятельности. Подвижничество, воздержание, знание и вера препятствуют возможности разрушения устойчивости сознания посредством прежних психофизических диспозиций (санскар)». 

 Свами Сарасвати: «Абхьяса значит быть совершенно утвердившимся в духовном усилии (садхане). Здесь усилие включает в себя практику читта вритти ниродха. Это может включать карма йогу или бхакти, самонаблюдение и другие практики. Следует помнить, что просто практика чего-нибудь в течение какого-то времени не является абхьясой. Абхьяса означает непрерывную практику, ту, оставить которую совершенно невозможно». 

Сутра 14: Са ту диргха-кала-наирантарья-саткарасевито дридха-бхуми (Практика становится прочно укорененной только тогда, когда ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с должным вниманием). 

 Согласно Вьясе смысл сутры заключается в том, что практика (абхьяса) становится устойчивой только тогда, когда в результате длительных занятий, устремленности и настойчивости ее цель уже не может быть подавлена внезапно возникающими санскарами. 

Сутра 15: Дриштанушравика-вишая-витришнасья ваши-кара-санджня вайрагьям (Непривязанность или бесстрастие есть состояние полного преодоления влечений как к чувственным объектам, так к и целям, освященным традицией). 

 Это важная сутра – особенно для людей современной западной культуры, которые зачастую воспринимает йогу в теософской или сугубо религиозной интерпретации - как путь слияния с Абсолютом (именуемым Богом и т.п.). 

 Патанджали же показывает, что стремление к подобного рода целям – препятствие на пути к обретению варьяги (непривязанности, бесстрастия) и так же должно быть отброшено. 

 Вот что пишет Вьяса в своем комментарии: «Сознание, лишенное влечения к чувственным объектам, таким, как женщины, еда, питье, власть и т. д., и целям, освященным ведийской традицией, – обретению жизни на небе, бестелесности и растворению в первопричине, – даже при наличии связи с божественными или мирскими объектами видящее их несовершенство благодаря способности высшего различения, есть сознание полного преодоления, характеризующееся отсутствием чувственного опыта, свободное от всего, что должно быть отброшено или присвоено. Это и есть бесстрастие». 

Сутра 16: Тат парам пуруша-кхьятер гуна-ваитришньям (Высшее бесстрастие заключается в освобождении от влияния трех гунн и обретается благодаря постижению Пуруши). 

 В философии санкхья утверждается, что вселенная происходит от взаимодействия Пуруши (духовного начала) и Пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Пракрити присущи три основные силы (или как пишут некоторые переводчики - качества): саттва (устойчивость, равновесие), раджас (действие, энергия), и тамас (бездействие, инерция), которые известны как три гуны материальной природы. Именно взаимодействие и комбинации трех гун является причиной любой деятельности в материальном мире. 

 И как пишет Вьяса: «Благодаря практике видения Пуруши йогин, разум которого расширен благодаря совершенному различению, порождаемому чистотой этого видения, становится безразличным к гунам как в их проявленной, так и непроявленной сущности». 

Сутра 17: Витарка-вичаранандасмита-рупанугамат санпраджнята (Сампраджнята-самадхи сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости). 

 Это интересная сутра. Здесь комментарии, или точнее говоря переводы, во многом неоднозначны для понимания. 

 Островская и Рудой дают комментарий Вьясы в таком переводе: «Прекращение деятельности сознания [достигаемое посредством абхьясы и варьяги] называется сознательным сосредоточением поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости». 

 В своих пояснениях к первой главе они пишут: «В санскритском тексте samprajnato yoga. Мы интерпретируем этот термин условно как когнитивная (включающая познавательный компонент) йога, поскольку эта стадия целенаправленного изменения сознания содержит по меньшей мере три дискурсивных элемента, которые реализуются в процессе работы с объектом. В психотехническом плане когнитивная йога соответствует тому уровню, или состоянию сознания, которое носит название chittaikagrata, т.е. сконцентрированность сознания на одной точке». 

 Загуменнов, чьи комментарии во многом также основаны на тексте Вьясы, переводит сутру так: «Если самадхи сопровождается витаркой, вичарой, анандой и асмитой, то это сампраджнята-самадхи». Далее он объясняет: «Сампраджнята» означает «сознательное», т.е. с сохранением определенного вида сознания или знания. Условие достижения этого вида самадхи – первый уровень бесстрастия [описанный в 15 сутре]. Здесь говорится о последовательных стадиях сампраджнята-самадхи. Когда глубоко сосредоточенный ум имеет объектом «грубые вещи» (воспринимаемые органами чувств) – это витарка (букв. "размышление"); концентрация ума на «тонком» – вичара (созерцание); следующая стадия характеризуется блаженством (ананда); а последняя – переживанием «эго-сознания» (асмита). Таким образом, все стадии этого вида самадхи связаны с определенными "опорами", в отличие от асампраджнята-самадхи, которое безобъектно». 

 В комментариях Сарасвати переводчик решил оставить термин «сампраджнянта» без перевода: «Сампраджнята йога устанавливает соединение соответственно с избирательностью, рассуждением, блаженством и чувством личности». Далее Сарасвати разъясняет: «Самадхи начинается только после того, как сознание станет свободным от физической сферы. Линия границы чувственного мира или майи заканчивается там, где начинается чистое ментальное сознание. Если вы в состоянии исключить физическое ощущение, а также праническое осознание, но оставаться сознательным к ментальному состоянию, это есть начало самадхи. Это самадхи начинается, когда сознание уже погрузилось в маномайю кошу — ментальное тело, где нет и следа физического или пранического сознания. 

 Здесь уместно упомянуть о трех сферах ума, называемых маномайя коша, вигьянамайя коша и анандамайя коша. Атман тоньше и чище всех [этих сфер]. Атман не есть сфера [проявления], это чистое сознание. Всего существует пять сфер сознания. Три из них мы уже упомянули. Две другие — это анамайя коша, или плотное тело, и пранамайя коша — [праническое], более тонкое тело, чем анамайя коша. Маномайя, вигьянамайя и анандамайя следуют далее в порядке возрастания тонкости коши. Анандамайя коша есть тончайшая сфера сознания, в которой нет ничего кроме блаженства. Нет никакого физического содержания. 

 За пределами этих пяти сфер сознания есть конечное сознание, известное как Пуруша. Самадхи достигается тогда, когда сознание идет глубже в более тонкие состояния и выходит за пределы сферы объектов, побуждений, мыслей, инстинктов и, в конце концов, достигает границы сферы проявления сознания. В этом процессе сознание освобождает само себя от физической, пранической и других сфер. Все пять сфер находятся в переплетении с пракрити, но когда сознание достигает анандамайя коши, оно становится свободным от уз пракрити. 

 Весь ряд самадхи классифицируется на две категории, называемые сабиджа — с семенем и нирбиджа — без семени. Сабиджа — это более низкое состояние, а нирбиджа — более тонкое. В сабиджа имеется основа — содержание, центр или символ. В сабиджа самадхи ум фиксируется на некотором символе, грубом или тонком. 

 В уме присутствует пратьяя, то есть содержание символа. Для фиксирования ума начинающий должен использовать определенное основание. Существует четыре вида оснований, которым соответствуют четыре вида самадхи. Понятие пратьяи чрезвычайно важно для понимания состояния самадхи. По поводу [роли] пратьяи в мире существует великое заблуждение. Некоторые люди считают, что [поддерживающие сознание] «идолы» необходимы, другие высказываются против них, но обе эти точки зрения частичны и несовершенны. В философии йоги говорится, что пратьяя зависит от трех гун, и соответственно существуют саттвическая, раджастическая и тамастическая пратьяя. Таким образом, самадхи — это особый ряд, в котором духовный последователь начинает с минимально [необходимой] пратьяи, минимальной опоры ума в виде объектов. Постепенно он идет глубже и глубже, и наступает время, когда он отбрасывает пратьяю. Даже последнее основание для сознания, необходимое чтобы опираться и пребывать на нем, отбрасывается, и ум становится свободным от пратьяи. В начале для медитации в качестве пратьяи используется джапа мантра или рупа (форма). Но даже она отбрасывается. Таким образом, в качестве пратьяи можно использовать чакру или лотос, звук, мудру пранаяму, запах, ощущение в муладхаре, свет в бхрумадхье или [образ] своего гуру. Но когда, в конце концов, пратьяя отбрасывается прочь посредством процесса утончения сознания, достигается состояние самадхи». 



Видео уроки по йоге111 - доступны в магазине сайта, в разделе Видеоуроки. Полный обзор видео http://yoga111.yoga-namedni.ru/videotutorials.


 Комментарии к Йога сутрам Патанджали, сутры с 5-11 первой главы       На сообщения      Страна в асане. Как жилось йогам в Советском Союзе




Понравилась статья?
Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте


Еще статьи по теме:
Асаны и хатха йога
Школы йоги - как индивидуальный стиль вашей практики
Мате – напиток особого назначения: опыт йога
Наули крийя

вложить деньги в интернете
Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены