Пользовательский поиск

пятница, 3 июня 2016 г.

Йога сутры и комментарии современных практиков Часть 1.

Продолжение по Йога сутрам...  Почитал комментарии по сутрам Патанджали в блоге у Андрея Сафронова, в предыдущем посте я об этом уже упоминал. Есть у меня критические замечания, это сугубо мое мнение после изучения ряда других работ по Йога сутрам, а так же собственных наблюдений и исследований. Андрей Сафронов пока комментирует только первую главу Йога сутр, но по ряду идей я выражаю свое несогласие, что и попытался отразить далее в критическом анализе. Прочитал и другие работы Андрея Григорьевича, безусловно интересные, практически-развивающие, интеллектуально-логически и концептуально выверенные, за эти знания выражаю свою благодарность автору. 

    В статье я попытался отразить и противопоставить свою точку зрения с точкой зрения автора, так как комментарии еще не завершены, но основная идея в них уже прослеживается, чем бы я и хотел поделиться, надеясь на конструктивный диалог... 


    Первое, на что обращаешь внимание, это дотошность терминологии. Понятно, почему некоторые ученые увязывают вместе Патанджали философа и Патанджали грамматиста. Второе, как можно приравнивать западную психологию к практикам йоги вообще? Безусловно есть общие идеи, но йога, как философская и, прежде всего практическая система, гораздо глубже исследует психологию человека на уровне самопознания. Психология более поверхностна, она в основном затрагивает поведенческие реакции, когнитивную, эмоционально-волевую и личностную сферы, что, в общем тождественно душе, греческое психо. Йога идет намного дальше и занимается всеми уровнями психики, в первую очередь духовными. Хотя конечно философская система построена на логико-дискурсивном, интеллектуальном уровне, но прерогатива всегда отдается опыту интуитивного знания, которое может концептуализироваться для практика, как помощь, дорожный указатель на пути. Определенно, систематически йога рассматривается во многих аспектах, разные составные части, члены, как угодно, но практикуется одномоментно, чем-то близко можно сравнить с сатори Дзен, мгновенными вспышками осознания. И главное, опять же понимание сути, которую может донести учитель, а не бесконечные придирки к терминологии согласно грамматике, семантике и логике. Как можно понять Дух, который не интеллектуален? Опыт в йоге приоритетен. Сколько святых в Индии, да и не только, были неграмотные люди, но это же не помешало им в получении знания, праджни, видьи, называйте как хотите. Все-таки западной психологии, да и отечественной, еще расти и расти до того, какие открытия были уже систематизированы на Востоке. Даже еще до Патанджали, в философской системе Санкхья, Упанишадах и Ведах. Конечно, никто не оспаривает достижения современной науки, психологии и западной философии в частности. Но скажите, кто дал непосредственно практические методы такие, например как в буддизме, йоге и Упанишадах? 

    На семинарах по психологии я высвобождал свое бессознательное, да в психотерапевтическом плане все это хорошо - very good, но такой опыт, не буду употреблять слово "духовный", тем самым опуская окраски теологического и религиозного содержания, мне ни дала ни одна система. Так что объяснять всю йогу в рамках современной психологии, с ее интеллектуально-дискурсивной направленностью, я бы не стал, тем более свой эмпирический опыт вообще как то трактовать, в таких случаях язык не лучший помощник.

    Как в Прадипике, только в практике сокрыт ключ к…
    И в заключении. Если приравнивать йогу к современным достижениям западной психологии, гештальт, инсайт и т.д., ну да, конечно все имеет свою особенность, как и в Дзен. Возможно, впервые элемент "озарения" был зафиксирован возгласом "эврика", когда Архимед во время купания в ванне открыл свой закон. Элемент озарения присутствовал в самоотчетах и многих творческих актах математиков, физиков, художников, поэтов. Однако в общем случае эта яркая стадия творчества, как показано, является третьей по счету. Для справки полный перечень стадий творческого мышления таков: подготовка, созревание, озарение (вдохновение) и проверка истинности. А это нам может говорить о том, что есть общие связи в психологии творчества и описании когнитивных методов представленных в йоге Патанджали. Есть общие связи, но основываться только на когнитивном подходе, опуская при этом из виду вполне четко обоснованные методы трансцендентного опыта, и не беря их за основу, не соответствует самой метафизике йоги. Это первое, и второе, не будем забывать об основном, что у Патанджали отражено в 4 главе - Кайвальяпада, а именно самой цели практики, Кайвалья – освобождении.






 Йога сутры Патанджали       На сообщения       Йога сутры и когнитивное самадхи Часть 2



Понравилась статья?

Вы можете подписаться на сообщения "Йога намедни" по почте

Еще статьи по теме:
Бхагавад гита
Крийя йога
Время в квантовой физике и философии
Семинары

сайты для вложения денег

Вы также можете подписаться по YogaNamedi RSSRSS, YogaNamedni по EmailEmail или twitter!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будем рады вашему отзыву!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru

copyright © 2016-2017 | При копировании материала обратная активная ссылка на блог обязательна | http://yoga-namedni.ru | Все права защищены